НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары» |
Познание | |||
Автор: Захарова Наталья Евгеньевна и Коробова Нина Владимировна | |||
28.03.2019 09:57 | |||
НОД по познавательному развитию «Едем в Чебоксары» Авторы: Захарова Наталья Евгеньевна и Коробова Нина Владимировна ( «Ознакомление с социальным миром») с использованием ИКТ из цикла «Республики Среднего Поволжья. Чувашская республика (Чувашия). Цель: продолжить формировать элементарные представления о республиках Среднего Поволжья и народах, их населяющих. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа:
-народные промыслы, быт, народный костюм. 7. Народные праздники: Сабантуй- Акатуй; Науруз-Уяв. 8. Чувашия – «край ста тысяч узоров» (чувашская вышивка). 9. Чтение татарских и чувашских сказок. 10. Чебоксары –столица Чувашии. 11. Изобразительная и игровая деятельность по теме. Оборудование:
Ход НОД. Воспитатель: подзывает детей, предлагает встать в круг и произнести «Дружилочку»; (выполнять соответствующие движения): -Утро доброе, друзья- Скажем всем и ты, и я. Оглянитесь-ка вокруг- Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. И пускай улыбка эта Принесет к нам в гости лето! (Звучит «Баркаролла. Июль». из цикла «Времена года» П.И. Чайковского). Вос.: — Лето прекрасное время для путешествий. И мы отправляемся в одно из них на летучем корабле. (Обращает внимание на таблицу маршрута). Куда мы сегодня отправимся? (В Чебоксары) Прошу занять свои места. (Взрослые и дети надевают летние головные уборы). -А можно ли доплыть до Чебоксар на обычном теплоходе? -Почему так думаете? (Город, как и Казань расположен на берегу Волги) -Ну а мы в один момент оказались в Чебоксарах. (Выводится изображение «Легенда об основании Чебоксар) -Каждый, кто приезжает сюда, стремиться попасть к чудесному роднику. Вот он. Послушайте, что говорит об этом месте легенда: «… В стародавние времена испытывал старик Шупаш внука своего, водя его трудной тропой много дней без отдыха. В странствиях набрели они на родник с хрустальной водой, что жажду утоляла и сил прибавляла. Полюбовались они красотой места дивного и остались там жить. И вырос вокруг город. А в Чебоксарах до сих пор бьет родник, и рядом с ним фигурка старика установлена». -Как звали старика? (Шупаш) -Послушайте как звучит название города на чувашском языке: «Шупашкар», что означает «крепость Шупаша». -Посмотрите, вот как выглядел город в давние времена. (Слайд-шоу «старые Чебоксары в рисунках и фотографиях»): -Расположился город на берегу Волги, на семи холмах, как наша Казань. Корабли стоят на пристани, Кремль – крепость, старинные дома и храмы –очень похожи на старинные изображения нашего города. Вывод: города Среднего Поволжья похожи друг на друга. С того времени г. Чебоксары преобразился. Всю его красоту сразу не увидеть -нужно побывать здесь много раз. Прошу вас посетить выставку, посвященную г. Чебоксары. (дети перемещаются к уголку «выставке»). - При въезде в любой город мы видим его герб. Расскажите, что видите на этом гербе Чебоксар. (Дети рассказывают, восп. поясняет значение: похож на щит. 5 серебряных уточек летящих «конвертом» — стремление к свободе и достижению поставленных целей. Наверху – чувашская вышивка. Она изображает серебряные дубы-любимые деревья чувашей, символизирующие вечность, силу и крепость. В середине – волнистая линия-река. Как она называется? Волга -по русски, по –татарски: Идель, а по чувашски: Агидель). -А это –старинный герб города. Что-то здесь знакомое нам- казанцам? (Изображение сказочного змея –как на гербе Казани) (слайды) - А теперь мы на набережной р.Волги. Это место называется «Залив с фонтанами». У вас восхищенные глаза и вы улыбаетесь. Почему? Что вам понравилось? (дополнять высказывание детей по изображенному). -Да, чебоксарцы бережно сохраняют свои дома, храмы, монастыри, создают заповедные зоны. Вот здесь, на гранитных плитах написано «Чебоксары- наш любимый город». Вдалеке виднеется высокий памятник- фигура женщины с разведенными в стороны руками. Посмотрим на него поближе. (Слайд). -Что вы чувствуете, глядя на эту женщину? (Она добрая, хочет нас обнять, наверное, приглашает нас в гости). -Как можно назвать этот памятник? (выслушивает мнение детей). -Памятник называется «Мать – покровительница» и посвящен всем мамам и вашим тоже: добрым, заботливым и самым любимым. -В этом городе есть еще один добрый памятник (слайд). Здесь несколько молодых женщин. Что можно рассказать о них? (Они по –разному одеты, очень красивые, все вместе держат на руках цветок с большими лепесками). - Лепестки — это разные народы. И женщины хотят, чтобы все народы объединились и жили дружно. Памятник называется «Единение народов». - В нашей группе тоже дети разных народов: Равиль -из Азербайджана, Мустафа –из Таджикистана, Ева -из Армении, Раяз –татарин, Арина –русская… Мы тоже можем показать дружбу народов, похожую на этот памятник. (дети становятся в плотный круг –спиной и поднимают руки вверх — восп. фотографирует). -Теперь у нас будет фото «Наша дружба». (слайд) -Необычный памятник. Чтобы вы рассказали о нем? (Очень большой красивый камень. А эти знаки похожи на чувашскую вышивку). - Дейс твительно, красивый камень весом в семь тонн, вырублен из гранитной горы в Карелии и привезен сюда. На нем выбиты 53 символа чувашского узора. Они из латуни, поэтому блестят на солнце, как золотые. Под каждым знаком написано, что они означают на 2-х языках: русском и чувашском. (Несколько слайдов: воспитатель зачитывает, что отображают эти знаки). Памятник называется «Символ мудрости» и посвящен он создателю чувашской письменности Ивану Яковлеву. (слайд) -Чувашию называют краем «тысячи стежков» — столько нужно сделать, чтобы вышивка получилась красивой и на этих чудесных работах можно увидеть силуэты символов с камня –памятника.) слайд-шоу «чувашская вышивка»). -Сегодня мы увидели в Чебоксарах уголки дружбы и красоты. А сколько здесь еще интересного! Это мы посмотрим в другой раз. -Отдохнуть всем нам пора – начинается игра! (чувашская подвижная игра «Сирелер»! — «Расходитесь».) Дети переходят к компьютерам. Дидактическое упражнение «Не ошибись»: на экране гербы городов Казани и Чебоксар. Дети распределяют предложенные изображение под гербы соответствующего города. - Молодцы! Все выполнено верно. Народная мудрость гласит: «Нет у народа будущего, если он не помнит своего прошлого». Поэтому вы и знакомитесь с прошлым разных народов, живущих в Среднем Поволжье. -Узнайте и назовите места в г.Чебоксары, где мы побывали сегодня. (Дети среди предложенных изображений узнают и называют места где были сегодня). -Нам пора возвращаться домой, занимайте свои места на «летучем корабле», закрываем все глаза, (звучит музыка Чайковского «Июль»). - Вот мы и вернулись домой. А вот этот альбом с видами Чебоксар будет напоминать нам об этом чудесном путешествии. Литература
|