Занятие по исследовательской деятельности «СКАЗОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» |
Познание | |||
Автор: Куделько Татьяна | |||
22.03.2019 13:43 | |||
Занятие по исследовательской деятельности «СКАЗОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Образовательные задачи: Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы. Формировать элементарные представления о плавучести предметов из разного материала; уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении; о свойствах снега, свойствах мыльного раствора; познавательные действия. Развивающие задачи: Развивать у детей познавательные интересы, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную, творческую и коммуникативную активность. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия. Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений, желание и готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях. Материалы и оборудование: конверты с письмами, магниты; поддон с песком, мелкими металлическими предметами и ключом; таз с водой и образцы различных материалов – бумаги, ткани, металла, дерева; сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля; формочки для замораживания воды, ведёрко со снегом.
Ход занятия: 1. Введение в проблему. Печкин: Уф! Запыхался! Кое-как нашёл эту Вашу улицу. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Из какого я мультфильма? (ответы детей). А я ведь к Вам не просто в гости на огонёк пришёл, мне велено передать очень важные письма Вам от неких сказочных персонажей. (Достаёт из своей сумки стопку писем). Ну только я просто так их Вам не отдам. Сначала отгадайте-ка загадки мои. А за каждую правильно отгаданную загадку буду отдавать по одному конверту. Слушайте внимательно. 1. Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. (Буратино). 2. С утра до вечера в работе, Он строит домики в лесу, И груз строительный, тяжёлый, Он носит на своём веку! (Муравей) 3. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка В ореховой скорлупке девочка спала. Вот такая девочка, как она мила! (Дюймовочка). 4. Эта женщина прекрасна, Красота её опасна. Ведь она полна коварства, В ледяное её царство Если кто-то попадёт, То, пожалуй, пропадёт. Властная, мятежная… (Королева Снежная). 5. Он грязнуль не любит очень Сделать чище всех он хочет. Моет с мылом всех до дыр Умывальник (Мойдодыр). Печкин: Ну, ребята, все загадки отгадали! Молодцы! А я спешу, мне ещё бандероль от Карлсона надо доставить детишкам в соседний детский сад. До свидания! (дети благодарят Печкина и прощаются с ним). 2. Решение проблем: Воспитатель: Давайте, ребята, откроем первый конверт. Это письмо от Буратино. Из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Он просит нас о помощи. Карабас-Барабас закрыл в своем сундуке Пьеро и Мальвину, а ключ спрятал где-то на песчаном берегу. Три дня бедный Буратино его искал, но так и не нашел, да еще и поранил руки о какой-то острый предмет. Давайте, поможем отыскать ключ? Как его отыскать? У вас есть идеи? (подводит к идее использования магнитов, которые обладают свойством притягивания металлических предметов). Опыт №1 «Свойство магнита». Поиски ключа Карабаса-Барабаса». Дети подходят к песчаному берегу (поддону, наполненному сухим песком, на дне которого спрятаны мелкие металлические предметы (скрепки, пуговицы, гайки) и ключ. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса-Барабаса, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы. Заполняя таблицу алгоритма. Вывод: магнит притягивает железо. Ключ отдают Буратино. Воспитатель: Давайте откроем следующий конверт. А это письмо мы получили от Муравьишки из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Муравьишке надо успеть домой до заката солнца. Ему нужно срочно изготовить плот, чтобы переправиться на нем через реку. Но он не знает из чего ему сделать плот. У Муравьишки есть лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева. Поможем ему определить, из чего лучше сделать плот, чтобы безопасно переправиться через реку? Как можно проверить? Опыт №2 «Испытание предметов из разных материалов на плавучесть. Что тонет, что не тонет?» Материалы одновременно опускаются в воду. Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Заполняют таблицу алгоритма Вывод: Нужно сделать плот из дерева, потому что он не тонет. Молодцы, ребята! Предлагаю открыть третий конверт. А вот это письмо нам пишет Дюймовочка. Из сказки Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка» У неё в домике растут красивые цветы. Она очень любит за ними ухаживать, поливать их. Но злая Волшебница, узнав об этих цветах, захотела их уничтожить и высушила колодец во дворе у Дюймовочки. Что делать? А вокруг один только снег… Ребята, выручайте, думайте, что нужно делать… (ответы детей). как же нам получить водичку? Опыт № 3 Проверим где быстрее растает снег. Дети надевают на одну руку перчатку и берут снег в обе руки. Что происходит со снегом? Где он быстрее тает? Почему? (снег боится тепло и быстро тает). Где лучше поставить ведёрко со снегом? Конечно, возле батареи теплее, снег растает быстрее. Во что превратится снег? Вывод: снег превратился в воду под действием тепла. Заполняют таблицу алгоритма. Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасли цветочки от гибели. Ведь без воды, как Вы уже знаете, всё живое может погибнуть. И животные, и растения, и люди… Без воды не будет жизни на земле Воспитатель: Пришло время открыть четвёртый конверт. Это письмо от Кая, из сказки «Снежная королева». Он пишет о том, что ему нужно приготовить для Снежной Королевы подарок. Королева от этого подобреет и перестанет забирать к себе в ледяное королевство маленьких детей. А в подарок она хочет бусы из цветных льдинок. Как мы сможем помочь Каю, ребята? Подумайте… (дети предлагают варианты). Опыт № 4 (Покрасить воду в баночках в разные цвета. Поставить в холод и заморозить). Воспитатель: А можно ли воду окрасить? Как это проверить? Воду в формочках давайте подкрасим разными красками. Добавляют гуашь в воду, размешивают. Вывод: воду можно окрасить в разные цвета. Что нужно сделать, чтобы получились бусы? Протянем длинную нитку, оставляя небольшой её участок в каждой формочке. Да так чтоб ниточка в воде немного утонула. Затем всю эту красоту поместим в холодильник. Что там произойдет с водой? Там вода замёрзнет и превратится в лёд. Так мы приготовим бусы из цветных льдинок. Вывод: вода в холоде замерзает. Заполняют таблицу алгоритма. Воспитатель: Я держу в руках последний конверт. Сейчас я его открою. Письмо пришло от Мойдодыра из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Мой Додыр решил устроить банный день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах какая вода — мыльная вода (№1) для купания, чистая вода (№2) для ополаскивания. Как можно помочь Мойдодыру? Может быть у вас есть предложения? Подводит к использованию соломинок. Опыт №5 «Мыльные пузыри» Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде образуется мыльная пена. Воспитатель объясняет результат: молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой. Вывод: Усилия выдыхаемого воздуха помогли образоваться мыльной пене. Заполняют таблицу алгоритма. Воспитатель: Какие мы молодцы! Вот теперь Мойдодыр точно запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены). 3. Результат совместной деятельности Воспитатель: Ну вот и справились мы со всеми заданиями. Вспомните, от кого мы получили сегодня письма? О чём они нас просили? Что мы для этого сделали? Как? Молодцы! Очень много добрых дел мы сегодня с вами сделали! Нужно всегда творить только добро! Мы добрые ребята!!! Примите в подарок книгу, которая поможет продолжить сказочные приключения (вручает книгу со сказками). Самоанализ занятия по исследовательской деятельности теме «Сказочные приключения» старшая группа №10, воспитатель: Куделько Т.И. Образовательная область: «Познание» Раздел: Исследовательская деятельность Тема: «Сказочные приключения» Образовательные задачи: Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы. Формировать элементарные представления о плавучести предметов из разного материала; уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении; о свойствах снега и свойствах мыльного раствора; познавательные действия. Развивающие задачи: Развивать у детей познавательные интересы, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную, творческую и коммуникативную активность. Воспитательные задачи: Воспитывать у детей сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия. Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений, желание и готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях. Материалы и оборудование: конверты с письмами, магниты; поддон с песком, мелкими металлическими предметами и ключом; таз с водой и образцы различных материалов – бумаги, ткани, металла, дерева; сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля; формочки для замораживания воды, ведёрко со снегом. Занятие носило триединую цель: Развивающую, обучающую, воспитательную. На занятии присутствовала подгруппа детей – 12 человек, на сегодня в группе 25 детей. Перед началом занятия было приготовлено всё необходимое оборудование. Содержание конспекта занятия соответствовало уровню развития детей 5-6 лет и программным задачам. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания. Занятие проходило в форме игры – «Сказочные приключения», где решались проблемные ситуации – 1. Найти золотой ключик для Буратино 2. Дюймовочке добыть воду для цветов 3. Муравьишке добраться до дома 4. Каю сделать ледяные бусы для Снежную королеву 5. Мойдодыру определить, в каком ведре чистая вода На занятии были использованы различные методы и приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, моделирование, художественное слово, физминутки. Переход от одной части к другой был постепенным и увлекательным. Мотивационный цикл имел ряд этапов: первый — дети работали с песком и магнитом и заполнение результата опыта в планшете; второй — представления о плавучести предметов из разного материала; заполнение результата опытов в планшете. третий — закрепление свойств снега, заполнение результатов в планшете. четвертый – свойства воды – окрашивание и замерзание, заполнение результата опытов в планшете заполнение результата опытов в планшете. Пятый – определение свойства мыльного раствора, заполнение результата опытов в планшете. В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес и активно участвовали в проведении опытов, учились ставить цели, выдвигать свои предположения, делать самостоятельные выводы. На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (беседа, эксперимент, заполнение планшета результата, физминутка), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы- таблицы). На занятии предоставляла детям право участвовать в беседах, высказываться, делать свои предположения, рассуждать, анализировать, проводить эксперименты. Способы организации детей были в подгруппе, индивидуальная работа детей. Речевую активность детей развивала при помощи: беседы, отгадывании загадок по сказкам, в ходе экспериментирования. Оказывала своевременную помощь в затруднительных моментах для детей. Мне думается, что дети получили удовольствие от данного занятия. На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и достигла обозначенных в конспекте целей. Вывод по занятию: По — моему мнению, структура занятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Использованные на занятии пособия и оборудование соответствовали эстетическим и гигиеническим нормам. Самочувствие детей было хорошим. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний. И в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей. (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, игровых минуток, создание гигиенических условий во время занятия) Я считаю, что сегодняшняя совместная деятельность с детьми удалась.
|