Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы на тему «Как в Москве учились» |
Познание | |||
Автор: Салихова Ляйсан Абдулхаковна Полянцева Елена Ивановна | |||
21.02.2019 18:58 | |||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы на тему «Как в Москве учились» Авторы: Салихова Ляйсан Абдулхаковна, Полянцева Елена Ивановна Воспитатели ГБОУ Школа № 1150 имени дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского г. Зеленоград ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: В далекие времена наши предки не знали грамоты, не умели читать и писать. И вот явились на Русь два брата (показать портреты Кирилла и Мефодия). Долго слушали они русскую речь и придумали буквы, потом составили из них азбуку. А прежде они были в Белоруссии, в Польше, на Украине, в Словакии и для всех славянский народов подошла эта азбука. И назвали ее «кириллицей» в часть одного из братьев. - Как вы думаете, ребята, в честь какого брата была названа азбука? Дети: Кирилла. В.: Произошло это все примерно в 865 году, больше 1000 лет назад. Каждая буква в этой азбуке была особенной и имела свое имя: «а» — это буква «аз» (показ буквы). Эта буква самая важная, потому что стоит самая первая в азбуке. (воспитатель предлагает детям назвать слова, начинающиеся на звук «а») Ответы детей. В.: «Б» -это буква «Буки» (показывает букву). Теперь, ребята, назовите эти две буквы по порядку. Что у вас получилось? Дети: Аз-буки. В.: Правильно, это слово азбука. Есть такая народная поговорка: «Сначала «аз» и «буки», а потом науки» (воспитатель предлагает двум- трем детям повторить поговорку). В.: — «В» (показывает букву) — это буква «веди», от слова ведать, знать. «Г» (показывает букву) — это буква «глаголь», от слова глаголить, то есть говорить. «Д» — это буква «добро», какое хорошее слово «добро», доброта- лучшая черта человека. «Л» — это буква «люди»; «М» — это буква «мыслята»; «З» — это буква «земля»; «С» — это буква «слово». Далее воспитатель предлагает послушать как учились раньше (читает стихотворение наизусть). В старину учились дети- Их учить церковный дьяк, Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б- как Аз и Буки, В- как веди, Г- глаголь, И учитель для науки всех порол. Вот какой чудной в начале наша грамота была. Вот каким пером писали из гусиного крыла. Этот нож не без причины назывался «перочинным», Очиняли им перо, если не было остро. Трудно грамота давалась нашим предкам в старину. А девицам полагалось не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке нараспев читал им книжки, На славянском языке. Так, из летописей старых знали дети москвичей О литовцах и татарах, и о Родине своей. В.: — (продолжает свой рассказ об азбуке) Всего в славянском алфавите 44 буквы- сестрицы. Конечно, вы уже догадались, что при письме и чтении использовались только первые буквы из «имени» буквы, потому что в старину бумаги было очень мало, и была она очень дорогая. (воспитатель может спросить детей, как они думают, на чем раньше писали?) Ответы детей, их предположения. в.: Писали раньше на бересте, то есть на коре березы. Для этого ее варили, чтобы она стала мягкой. Обрезали со всех сторон (делали ровной). Буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками, которые называли «писалами». Гораздо позже, кода появились чернила, люди стали писать гусиным пером. (воспитатель предлагает детям вспомнить рассказ Л. Н. Толстого «Филиппок») В.: Чем вам понравился Филиппок? Понравились ли вам учитель и ребята? Чем? (Ответы детей) В.: (обобщает ответы детей своим рассказом) — В старину было мало школ и не все дети могли учиться, потому что до школы нужно было далеко идти. Не все дети имели теплую одежду, да и по дому у детей было много работы. Грамотных людей очень уважали. Не даром говорили: «Красна птица перьем, а человек уменьем». Все дети, кому удавалось учиться в школе, учились с большим удовольствием и интересом. В теплую погоду дети устраивали около школы веселые игры. И мы тоже можем с вами в них поиграть. Проводится подвижная игра «Зайчик»: дети выбирают зайчика и становятся вокруг него в хорорвод, а зайчик смотрит, где можно выскочить из круга и выбегает. Все дети припевают: Заинька, попляши, серенький, поскачи, Кружком, боком повернись. -2 раза Заинька, в ладоши, серенький, в ладоши Кружком, боком повернись. -2 раза Есть зайцу, куда выскочить, есть серому, куда выскочить Кружком, боком повернись. – 2 раза В.: — Все, ребята, игры закончились, пора учиться. Сейчас мы с вами напишем старославянскую букву. На чем же мы будем писать? (Ответы детей) В. (показывает лист ватмана, сделанную по бересту): -Давайте представим, что это наша береста. Далее каждый ребенок получает букву, нарисованную на листе бумаги. Он должен украсить ее аппликацией или раскрасить, затем вырезать и приклеить на «бересту». Во время выполнения детьми работы воспитатель читает стихотворение: Буква к букве- будет слово, Слово к слову- речь готова. И напевна, и стройна, Музыкой звучит она. Так восславим буквы эти. Пусть они приходят к детям, И пусть будет знаменит наш СЛАВЯНСКИЙ АЛФАВИТ. Воспитатель предлагает детям выучить это стихотворение после занятия, на прогулке. По окончанию работы дети еще раз закрепляют название букв. Рассматривают, какие разные красивые буквы у них в азбуке получились.
|