Экспериментальная деятельность в ДОУ |
Познание | |||
Автор: Безызвестных Наталья Владимировна | |||
21.02.2019 05:22 | |||
Экспериментальная деятельность в ДОУ Автор: Безызвестных Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «ДС «Ромашка» Республика Хакасия, рп. Усть-Абакан Самое важное и непростое при работе с детьми дошкольного возраста – завладеть вниманием воспитанников, удержать его в течение определённого времени. Всем известно, что только заинтересованный ребёнок — дошкольник может воспринимать любую информацию, усваивать любой материал. Для этого необходимо замотивировать ребенка, создать условия для его деятельности. Ребёнок дошкольник — это маленький исследователь: ему всё интересно потрогать, понюхать, обследовать предмет с разных сторон, сравнить с другими; вопросы «Почему?», «Зачем?» — постоянные его спутники. Именно такие качества как любознательность, любопытство и необходимо использовать для формирования и развития внимания, которое базируется на интересе ребёнка к окружающему миру.
Экспериментальная деятельность позволяет легко решать задачи из всех образовательных областей, увлекать детей в любом возрасте, даёт возможность отталкиваться от интересов и запросов детей, а, следовательно, организация образовательных ситуаций происходит с учётом интересов и потребностей детей. Именно в данной деятельности наряду с информационно-познавательными методами огромная роль отводится деятельностным методам обучения и саморефлексии. Это способствует росту творческого потенциала дошкольников, познавательных мотивов, обогащению форм учебного сотрудничества и расширению зоны ближайшего развития. Кроме того, деятельностный подход ориентирует на способы усвоения знаний дошкольниками, на образцы и способы мышления, на развитие познавательных сил, предусматривает развитие умений воспитанников ставить цель, решать задачи, отвечать за результат, предполагает свободу действиям, возможность выбора, формирование у детей ответственности за последствия своих действий и поступков. Рефлективность достигается благодаря тому, что ребёнок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому, а также – постановке вопросов проблемного характера, типа: «Что позволило помочь нашему гостю?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Какое задание было самым трудным? Почему?», «Для чего это вам пригодится в жизни?». Для реализации всего этого на практике необходимо создать рабочий, и в то же время эмоциональный настрой воспитанников для новых открытий. С этой целью у нас в группе, не без помощи родителей была сшита форма «учёных», создана научная лаборатория, куда вошли различные измерительные приборы, природный (семена, шишки, кора, листья, камни и т.д.), бросовый материал (пластиковые стаканчики, бутылочки, крышечки и многое другое. Выстроена структура совместной образовательной деятельности: в начале недели дети озвучивают темы будущих исследований посредством беседы «Мне интересно узнать…». Так формулируются темы и задачи экспериментов на ближайшее время, которые реализуются в процессе совместной образовательной деятельности. Такая совместная работа непременно начинается с создания проблемной ситуации, постановки проблемного вопроса, например: «Может ли вода менять форму? Цвет?» или «Можно ли выйти сухим из воды?» и другие. После чего озвучиваются гипотезы детей, которые принимались без обсуждения (на этом этапе было важно, чтобы ребёнок смог озвучить своё мнение, опираясь на собственный опыт). Затем уже начинается непосредственно экспериментальная деятельность, в ходе которой дошкольники и получают ответы на поставленные проблемные вопросы, в финале звучат умозаключения, выводы, которые базируются на новом, уже вновь приобретённом опыте. В старшем дошкольном возрасте полученные знания детей находят отражение в схемах, условных обозначениях. Таким образом, созданы схемы-таблицы: «Свойства воды», «Свойства воздуха». Опираясь на них, старшие дошкольники могут рассказать о свойствах воды, воздуха. В процессе экспериментальной деятельности, направленной на изучение свойств и назначения различных тканей создана картотека тканей (образцы нам помогали подбирать родители), благодаря которой ткани классифицированы по основным признакам: «натуральные – искусственные», «воздухопроницаемые (гигроскопические) – водонепроницаемые». Таким образом, дети могут обосновать выбор ткани для пошива той или иной одежды, а также сезона, когда можно её использовать. Развитию внимания дошкольников, а также наблюдательности и бережному отношению к природе способствует раздел: «Огород на окне». Сначала младшие дошкольники с интересом наблюдают за процессом посева, рыхления, полива семян, затем, став старше, сами начинают принимать непосредственное участие в уходе за рассадой: сажать семена, поливать, рыхлить почву. Примечательно, что каждый год «Огород на окне» имеет свою тематику, сюжет, например: «Космическое путешествие», «Юные матросы» с соответствующей атрибутикой, оформлением. Обязательно ведется дневник наблюдений (у каждого ребёнка свой). Он может называться «бортовым журналом» или «дневником космонавта» в зависимости от темы, куда вносятся все данные наблюдений за посевом, всходом семян. Темы экспериментов данного раздела: «Какое семечко быстрее взойдёт? (например, редиса или моркови) и почему?», «Как сделать так, чтобы огурцы быстрее взошли?» Родители воспитанников принимают самое активное участие в организации этой работы, проявляют заинтересованность. Поэтому проект «Тайны кипящей кастрюли», который проводился в подготовительной группе, восприняли с энтузиазмом. На круглом столе, где родителям была озвучена тема проекта, его цель и задачи, были предложены темы экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Бывает ли лук сладким?», «Почему потолстели макароны?», «Сладкая картошка», «Несовместимость воды и масла», «Почему пельмени плавают?» и другие. Итогом данной совместной работы является фотоотчёт: «Вкусная наука», а также КВН «Кухонные секреты». В разделе по познавательному развитию исследованы качества песка и глины, как природных материалов, их сходства и различия. Итогом становится изготовление поделок из белой глины, которые хранятся в природном уголке. Таким образом, благодаря экспериментальной деятельности ребёнок-дошкольник получает разностороннее, гармоничное развитие. Наряду с развитием внимания, наблюдательности, создаются все условия для развития: мышления (ребёнок учится делать умозаключения на основе приобретённого опыта, у него значительно расширяется запас представлений об окружающем мире), речи (дошкольнику необходимо высказать свою точку зрения, аргументировано доказать её), воображения (ребёнку важно научиться представлять итоговый результат исследовательской деятельности). Также получает развитие и мелкая моторика, поскольку ребёнок соприкасается с предметами окружающего мира, исследуя их. Экспериментальная деятельность позволяет задействовать различные анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, обонятельный, благодаря чему ребёнок получает всестороннее развитие. Немаловажно, что ребёнок учится наблюдать за объектами окружающего мира, сравнивает их, начинает видеть и понимать взаимосвязь живой и неживой природы, осознавать свою долю ответственности за состояние природы; создаются условия для формирования и развития трудолюбия, чувства эмпатии. Дошкольник будет внимательным тогда, когда ему интересно, увлекательно – экспериментальная деятельность позволяет заинтересовать ребёнка любого возраста.
|