Макетирование как средство всестороннего развития дошкольников |
Познание | |||
Автор: Кривоногова Татьяна Геннадьевна | |||
14.02.2019 09:46 | |||
Макетирование как средство всестороннего развития дошкольников Автор: Кривоногова Татьяна Геннадьевна воспитатель ВКК МАДОУ «Детский сад № 31» Наряду с традиционными методиками для всестороннего развития детей в ДОУ используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Макеты – это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование – это творческая конструктивная деятельность, создание игрового пространства.
Использование макетов в развивающей предметно-пространственной среде ДОУ отвечает принципу интеграции образовательных областей. Макеты способствуют развитию творческого мышления, поисковой деятельности, познавательной активности ребёнка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
Работа по созданию макетов предполагает также активное взаимодействие с семьями воспитанников. Родители могут участвовать в подборе материалов, деталей или изготовлении собственных макетов в домашних условиях. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались в самостоятельной детской игре и в непосредственно образовательной деятельности. Для этого требования, предъявляемые к РППС в целом, я адресую и к каждому макету. То есть, макет должен быть насыщенным, трансформируемым, безопасным, вариативно используемым. Представляю несколько авторских макетов, реализующих здоровьесберегающие технологии и способствующих всестороннему развитию дошкольников.
Цель: укрепление физического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни средствами игровых технологий. Задачи:
Макет представляет собой уменьшенную условную модель Дворца спорта. Воображение ребёнка направляется на события, происходящие «внутри» объекта, имеющего фасадную часть и залы в вертикальном разрезе. Отдельные детали макета ( «стены», «покрытие пола», «потолок») могут вариативно использоваться и создавать новое пространство для сюжетной игры. Например, помещение с ковровым покрытием и зеркальной стеной – зал для занятий гимнастикой, без коврового покрытия – бассейн. Крышка конструкции может использоваться как макет футбольного поля. В игровой набор входят:
Варианты игры. «В бассейне». В игре участвуют двое. У каждого игрока «пловец» и соломинка для коктейля. Задача игроков передвинуть с помощью направленной струи воздуха своего спортсмена на противоположный край бассейна и обратно. «В гимнастическом зале». С помощью игрушки-дергунчика можно обыграть ситуацию тренировки гимнастки, продемонстрировать упражнения и возможности человеческого тела. «Четвёртый лишний». Игра развивает логическое мышление. количество игроков не ограничено. На карточках изображены предметы, имеющие и не имеющие отношение к спорту. Игроки по очереди называют предметы, которые видят на карточке и указывают «лишний», аргументируя свой ответ.
Цель: познакомить со строением челюсти человека, учить ухаживать за полостью рта и сохранять зубы здоровыми. Задачи:
Макет представляет собой увеличенную модель нижней челюсти с зубами и языком. Может служить наглядным пособием для демонстрации строения части ротовой полости, для демонстрации правильного способа чистки зубов, а также игровым полем. Верхняя часть макета содержит дидактический материал по теме «Здоровье зубов»:
Вариант игровой ситуации. «У стоматолога». Зубастик: «Здравствуйте, я Зубастик. Мои зубки белые, крепкие, красивые. Это потому, что я слежу за ними. А помогают мне мои друзья: Стоматолог, Зубная Щетка и полезные продукты. Хотите с ними познакомлю? Стоматолог – это «зубовед», он не только знает всё о зубах и лечит их, но и объясняет, как сделать так, чтобы избежать болезни зубов». Стоматолог: «Да, у некоторых дошкольников уже сейчас зубы начинают болеть, чернеть, шататься. Что их разрушает? Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес)». Зубастик: «Чтобы я оставался красивым и здоровым, мне нужны полезные продукты. Выберите из карточек те, которые укрепляют зубы и те, которые вредят здоровью зубов». Зубастик: «После еды в полости рта появляются микробы (конструктор Банчемс). С помощбю зубной щётки очистите зубы от микробов». Игроки собирают по одному «микробу», соревнуясь в скорости и ловкости.
Цель: профилактика и укрепление зрения детей дошкольного возраста, знакомство со строением глаза человека. Задачи:
Макет представляет собой увеличенную модель глаза человека. К макету прилагается лэпбук «Зоркие глазки» с комплексом игрового дидактического материала, офтальмотренажёров (по Базарному) и др. Представленные макеты позволяют решать ряд актуальных проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья дошкольников. Кроме того, развивают речь, познавательную активность, коммуникативные навыки, творческие способности, то есть способствуют всестороннему развитию дошкольников.
|