Конспект познавательного занятия по теме «Посуда» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии |
Познание | |||
Автор: Швабауэр Марина | |||
08.01.2019 17:30 | |||
Конспект познавательного занятия по теме «Посуда» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии Цели:
Ход занятия 1. Организационный момент.
- Пройдет тот, кто ласково назовет (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Чашка – чашечка Стакан – Кастрюля - 2. Основная часть. 1) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда) Посуда служит человеку многие годы. А как вы думаете для чего нам нужна посуда? (Готовить пищу, употреблять её, сохранять). Но ведь сама посуда ничего не варит, не жарит и даже не подогревает… Что же делает посуда? Она сохраняет тот объем пищи, который мы туда помещаем. Давайте это проверим. Нальем стакан воды в кастрюлю, затем перельем всю эту воду в графин, затем в салатник, а затем опять в стакан. Сохранился ли объем воды? (Да). Вместо воды может быть любая пища, да и посуда может быть разная, но ее функция — основное назначение — останется прежним — сохранение объема помещенного в нее объекта, т.е. пищи. - У нас на столе есть много разной посуды. Её нужно расставить на три стола. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению. Мы расставим посуду на столы следующим образом: На 1-й стол поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду. На 2-й стол поставим посуду, которая нам нужна для еды. На 3-й стол – посуду, которая нам нужна для чаепития. Дети расставляют посуду. После выполнения встаём вокруг стола и рассматриваем: - Какая посуда стоит на 1-м столе? Перечислите её. Для чего нужна вся эта посуда? Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется — КУХОННАЯ. - Какая посуда стоит на втором столе? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Правильно эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ. - Какая посуда стоит на 3-м столе? Для чего нужна эта посуда? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития. - Если мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная). А какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.) - Правильно, молодцы. - А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На столе разложены картинки, посмотрите на них, найдите пару, и объясните, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов) хлеб – хлебница (Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.) – Молодцы. - Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Какие действия можно совершать с посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой? (Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, или вытирают и убирают в шкаф). А какие действия может совершать сама посуда? (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "действие"). Посуда может стоять, лежать, катиться, разбиваться, стучать, громыхать и т.д. (все действия сопровождаются показом). - Правильно, молодцы. - У посуды есть один секрет. Когда вокруг никого нет – посуда разговаривает и у каждого предмета посуды свой голос. Как вы думаете, почему? Потому, что она сделана из разного материала (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "Материал"). Из какого материала может быть сделана посуда? (Из дерева, стекла, железа, фарфора). Вот послушайте, как звучит посуда. (Ударить палочкой по посуде из разного материала, дети слушают и запоминают «голос» — звук). А сейчас вы закроете глаза, я ударю палочкой по посуде, а вы определите, какая посуда звучит, из какого материала. Давайте поиграем в игру «Из чего может быть сделана посуда». - Если посуда сделана из стекла – значит, она какая (стеклянная). - Если она сделана из фарфора – значит она… (фарфоровая). - Если сделана из камня – значит она… (каменная). - Если сделана из железа – значит она… (железная). - Если сделана из бумаги – значит она… (бумажная). - Если сделана из пластика – значит она… (пластиковая). - Молодцы, правильно все голоса узнали. Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи Всегда всю посуду в порядке держи! - Я вам сегодня приготовила чайные чашечки (раскраски). Хотите украсить их? Вы можете украсить свою чашечку разными узорами, и она будет радовать вас. (Дети садятся за столы и украшают чашки). - Вам понравилось наша беседа? О чем мы сегодня говорили? Для чего нужна чайная посуда? Для чего нужна столовая посуда? Для чего нужна кухонная посуда? Из какого материала делают посуду? Молодцы.
|