Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» |
Познание | |||
Автор: Захарова Валентина Ивановна | |||
31.12.2018 16:39 | |||
Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» Воспитатель первой квалификационной категории: Захарова Валентина Ивановна «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», «Л. С. Выгодский» Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, я развиваю и детскую любознательность. Для детей характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей я выбрала проведение элементарных опытов. Проводила разные игры – экспериментирования с песком, воздухом, водой, снегом, камешками. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий. В своей работе использую следующие правила:
Подписи к слайдам Слайд №1 Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Буратино» Опыт работы Тема: «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности» Воспитатель: Захарова Валентина Ивановна (первая квалификационная категория) Слайд №2 Цель. «Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования» Задачи. Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами предметов. Учить детей делать выводы на основе опытов. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Слайд № 3 Актуальность. «Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям» Слайд №4 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Для обеспечения системы работы по данному направлению мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, набор развивающих дидактических игр. Слайд №5 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с детьми. Слайд №6 и №7 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. На занятиях дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, вкуса, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. Слайд №8 Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять — шесть лет «Как это происходит?» поэтому я стараюсь как можно чаще проводить наблюдения во время прогулки и в группе. Мы с детьми наблюдаем за веточками, поставленными в воду, за ростом лука, семян различных овощных культур, за ростом цветов на клумбе, за состоянием погоды и сезонными изменениями. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе. Слайд№9 Познавательно-исследовательская деятельность затрагивает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Проводила с детьми такие игры как «Огородная – хороводная», «Теремок», «Угадай на вкус» и др. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. Слайд №10 В своей работе с детьми я использую дидактические игры: «Времена года», «С какого дерева листик», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши». Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы, способствуют формированию основ экологического воспитания. Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Слайд №11 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах; оформлялась серия наглядной информации для родителей, проводились индивидуальные и групповые консультации, родители принимали участие в реализации проектов «Дикие животные зимой», «Веселый огород», «Наш чудесный двор». Участвовали в выставках творческих работ из природного материала, в работе клуба «Семейная гостиная». Слайд №12 Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, родительских собраниях, педсоветах. Слайд№13 На основании проведенной работы я убедилась в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. В ходе работы я отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира.
|