Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
Познание
Автор: Захарова Валентина Ивановна   
31.12.2018 16:39

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»

Воспитатель первой квалификационной категории: Захарова Валентина Ивановна

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», «Л. С. Выгодский»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, я развиваю и детскую любознательность. Для детей характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей я выбрала проведение элементарных опытов. Проводила разные игры – экспериментирования с песком, воздухом, водой, снегом, камешками. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

В своей работе использую следующие правила:

  • не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
  • не сдерживать двигательную активность детей.
  • хвалить ребенка за успехи

Подписи к слайдам

Слайд №1 Муниципальное Дошкольное Образовательное

Учреждение Детский сад «Буратино»

Опыт работы

Тема: «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»

Воспитатель: Захарова Валентина Ивановна (первая квалификационная категория)

Слайд №2 Цель. «Развитие наблюдательности, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования»

Задачи.

Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.

Знакомить с различными свойствами предметов.

Учить детей делать выводы на основе опытов.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Слайд № 3 Актуальность. «Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям»

Слайд №4 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Для обеспечения системы работы по данному направлению мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, набор развивающих дидактических игр.

Слайд №5 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с детьми.

Слайд №6 и №7 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. На занятиях дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, вкуса, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха. На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму, тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

Слайд №8 Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять — шесть лет «Как это происходит?» поэтому я стараюсь как можно чаще проводить наблюдения во время прогулки и в группе. Мы с детьми наблюдаем за веточками, поставленными в воду, за ростом лука, семян различных овощных культур, за ростом цветов на клумбе, за состоянием погоды и сезонными изменениями. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Слайд№9 Познавательно-исследовательская деятельность затрагивает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Проводила с детьми такие игры как «Огородная – хороводная», «Теремок», «Угадай на вкус» и др. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

Слайд №10 В своей работе с детьми я использую дидактические игры: «Времена года», «С какого дерева листик», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши». Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы, способствуют формированию основ экологического воспитания. Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо – плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Слайд №11 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах; оформлялась серия наглядной информации для родителей, проводились индивидуальные и групповые консультации, родители принимали участие в реализации проектов «Дикие животные зимой», «Веселый огород», «Наш чудесный двор». Участвовали в выставках творческих работ из природного материала, в работе клуба «Семейная гостиная».

Слайд №12 Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, родительских собраниях, педсоветах.

Слайд№13 На основании проведенной работы я убедилась в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности. В ходе работы я отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год