Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи |
Познание | |||
Автор: Никонорова Наталья Валерьевна | |||
05.12.2018 17:39 | |||
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей. Под термином общее недоразвитие речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. У детей с ОНР наблюдается сниженный уровень познавательной деятельности. Психические процессы как: восприятие, мышление, память, внимание, имеют свои особенности. Поэтому, для того чтобы понять причину ОНР необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо рассматривать каждый психический процесс в отдельности. Восприятие У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Скачать презентацию Нарушения зрительного восприятия проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных представлений, отсутствие связи слова со зрительным образом предмета. Пространственное восприятие имеет свои особенности, в основном в дифференциации понятий «справа» и «слева», а также трудности ориентировки в собственном теле. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, которая ведет к снижению темпа деятельности. Детям с ОНР гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, и это требует повторения инструкции, уточнения, подсказки. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств решения задач. Задания выполняются с большим количеством ошибок, которые не всегда видят и исправляют. Память у детей с ОНР характеризуется снижением слуховой памяти. Дети часто забывают сложные инструкции, трех-четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Низкий уровень отсроченного воспроизведения, связан с низким уровнем переосмысления данной информации. Относительно сохранны возможности логического запоминания, хорошо развита моторная память. Мышление У детей с ОНР на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях. Обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, следовательно, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Также дети с ОНР имеют отставание в развитии словесно-логического мышления, они с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей с ОНР отмечается соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, снижении скорости и ловкости. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, общее недоразвитие мелкой моторики. Таким образом, выявленные особенности познавательной деятельности при ОНР ориентируют на изучение детей данной категории с позиции целостного подхода Выработка единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-педагогических задач. Спасибо за внимание!
|