Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Значение чувашских узоров» |
Познание | |||
Автор: Комиссарова Надежда Петровна | |||
27.11.2018 08:27 | |||
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Значение чувашских узоров» Образовательные области «Познавательное и художественно-эстетическое развитие» Подготовила: Воспитатель Комиссарова Н. П. Чебоксары – 2018 г. МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад № 122» Программное содержание: Образовательная область «Познавательное развитие»:
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Образовательная область «Речевое развитие»:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран, презентация «Значение чувашских узоров», чувашский национальный костюм, рамочки с тканями, контурные краски для ткани Предшествующая работа: Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства. Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества. Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр. Методы и приемы:
Ход НОД: Воспитатель вместе с детьми под чувашскую мелодию заходит в группу и встает в круг. 1. Художественное слово. Здравствуйте, дорогие друзья. У нас сегодня необычный день, но для начала я вам предлагаю пожелать друг другу хорошего настроения: (Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем). Я желаю, чтобы уши слушали внимательно. Я желаю, чтобы глаза все видели. Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась. Я желаю, чтобы рот говорил красиво. Я желаю, чтобы руки писали аккуратно. Я желаю, чтобы тело было здоровым. Я желаю всем счастья! 2. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров Ребята посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне? (фартук, платье, шапочка). Моя шапочка называется по-чувашски — тухья, а белое платье – шура кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они писихи, а полотенце у нас называется – алшали. Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вся моя одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу. Красивый узор на одежде называется орнамент. Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. 3. Отгадывание загадок и рассматривание слайдов. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Пройдите к ноутбуку и послушайте внимательно, если вы правильно отгадаете загадку, то образ — символ появится на экране: 1-й слайд Золотое блюдечко – Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так: Солнце красное восходит, красотою мир сияет. Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля. И человек. Таким же узором чуваши вышивали звезду. У каждого человека, пологали чуваши, есть своя звезда. В старину верили: когда умирает человек, звезда падает, она спускается с неба на землю. С рождением человека на небе загорается новая звезда. Но среди великого множества звезд, из которых одни падают, другие только что загораются, есть основные, которые всегда существуют: Венера, Большая Медведица, Млечный путь и др. Чуваши любили солнце и изображали его по разному. Показ вариантов узоров солнца. (Показ 2-го слайда) Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнемуоформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего? Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку. 3-й слайд Его весной и летом Но зимние метели - Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Почему? Потому что деревья растут так: корни их далеко в земле, откуда они получают сок, который питает их. И появляются у деревьев листья. Но чтобы расти, нужно тепло, которое деревья получают от солнца». Послушайте, ребята, следующую загадку? 4-й слайд С хозяином дружит, -А, это, новый символ чувашского узора – собака. Узоры изображающие собаку, народные мастера вышивали, потому что в давние-давние времена собаки охраняли зеленые посевы, отгоняли животных от них, чтобы они не поедали их. Чуваши считают, что образы животных, олицетворяют силу природы и связывают человека с космосом. Рассмотрим изображения узоров, обозначающие животных. (Показ 5-го слайда) Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются? У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. У кого такие же рога? Чуваши таким узором изображали козу. А вот еще узор животного с длинными рогами. А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом? Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку. 6-й слайд В нем живет моя родня, Я без него дышу с трудом, Это символ дома, как мироздания, сооружения, уют. Дома раньше были небольшие. В одном из углов избы устраивали печь. В избе было одно или два маленьких окошка. Каждый живущий в доме занимался своим делом. Мужчины плели лапти, короба для хранения продуктов, выдавливали из дерева ковши и ложки. Женщины ткали и вышивали, передавая узорами красоту земли, на которой жили. 4. Игра «Выполни задание» (Физкультминутка) Ребята, а вы знаете чувашский язык? Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание» и посмотреть как вы знаете чувашский язык. Я буду говорить слова на чувашском, а вы выполнять действия по значению этого слова: Ала супар – хлопают в ладоши; Ларар – приседания; 5. Ситуация «Творческая мастерская». Ребята, сейчас я вас приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Будем рисовать чувашские узоры на ткани, волшебными красками. Для этого я предлагаю вам подойти к столу, выберать понравившийся узор и занять свои места. На столах лежат контурные краски для ткани. Подумайте, каким цветом, вы украсите свой чувашский узор и можете приступить к работе. 6. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь. 7. Совместный анализ детских работ. Заканчиваем рисовать, наводим порядок на столе. Какие вы молодцы, поработали на славу! А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор? (индивидуальное обращение к детям). 8. Составление выставки чувашских узоров. Ребята вы настоящие художники, мастера и умельцы. Ваши узоры получились яркие и очень красивые. Возьмите, пожалуйста, свои работы отнесем их на выставку сушиться. Посмотрите, ребята, какая красивая выставка чувашских узоров получилась. Литература:
|