Интегрированное занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Широка страна моя родная» |
Познание | |||
Автор: Фирсова Светлана Николаевна, Соавтор: Кузмич Наталья Николаевна | |||
12.11.2018 00:00 | |||
Интегрированное занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Широка страна моя родная» Автор воспитатель: Фирсова С.Н. Соавтор: Кузмич Н.Н. Ульяновск 2018 Программное содержание:
Оборудование: Глобус, физическая карта полушарий, карта России. Карточки для раскрашивания (гор, рек, пустынь, леса, ледников)
На каждого ребенка – бумажный круг ( «модель земного шара»). Ножницы, цветные карандаши. Макеты (гор, рек, ледников, пустынь и их обитателей) План – карта группы с красным значком. Предварительная работа: Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями разных природных зон. ФЭМП — (деление целого на части). Дидактические игры: «Найди предмет», «Найди место на карте», «Отгадай, какой это условный знак» Творческие игры: «Зоопарк», «Мы туристы» Лото «Кто где живет?» (животные). Составление простых планов- карт, групповой комнаты, раздевалки и т.д. Просмотр обучающего фильма о планете Земля. Интеграция образовательных областей:
Прогнозируемый результат: Развитие у детей интереса к самостоятельному поиску информации по данной теме, используя различные источники. Работа с родителями: Ознакомление родителей с программным содержанием НОД и обсуждение подготовительной работы в семье. Ход занятия: Воспитатель: (Приглашает детей к плану-карте групповой комнаты). - Что сегодня в группе расположено не так, как на карте? (Дети отмечают несоответствия). -Что нового появилось на нашей карте? Дети: Красный кружок. Воспитатель: Что это обозначает? Дети: Новый предмет Воспитатель: Определите на карте, где он находится? Дети называют место, обозначенное красным кружком. Воспитатель: Найдите этот предмет. Дети находят предмет (Глобус). Воспитатель: Что это? Дети: Глобус. Воспитатель: Глобус – модель земного шара. Так выглядит наша планета из космоса. (Ставит глобус на стол) Что на глобусе обозначено голубым? Дети: Вода -моря, океаны, реки, ручьи. Воспитатель: Какие еще цвета вы видите? Дети: Зелёный, желтый, коричневый, белый. Воспитатель: Что обозначают этими цветами? Дети: Коричневым – горы, желтым-пустыни, белыми-льды, зеленым- леса Воспитатель: Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нём больше? Дети: Голубого. Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (На нашей планете больше всего воды) В древности люди называли свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы представить это, возьмите «модель земного шара» и вырежьте ножницами ¼ часть. (Дети выполняют задание) Воспитатель: Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине. Чего больше? Дети: Воды. Воспитатель: Человек может жить без воды? Дети: Нет. Воспитатель: Кому ещё нужна вода? Дети: Растениям, животным, птицам – всему живому на Земле. Воспитатель: Можно пить воду из моря или океана, или поливать ими растения? Дети: Нельзя. Воспитатель: Правильно, нельзя потому, что она солёная, а мы пьём пресную воду. А пресную воду мы берем из рек, озёр и родников. Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды – в океанах, или реках и озёрах? Дети: В океанах больше. Воспитатель: Значит, пресной воды на земле не так много, поэтому её нужно беречь. Ребята, когда вы смотрите на глобус, вы видите всю Землю? Дети: Нет. Воспитатель: А как можно увидеть всю планету сразу? Послушайте загадку: Горы, пустыни и страны. Моря, ледники, океаны. Даже дороги и города Где узнает любой без труда? Дети: На карте. Воспитатель вывешивает карту мира. Воспитатель: На что похожа карта мира? Дети: На разрезной глобус. Воспитатель: На карте и глобусе всё обозначено одиноково: реки, моря, горы, ледники. Зачем же людям и карта и глобус? Послушайте. «Однажды, поспорили карта и глобус. Глобус: Я лучше тебя, ведь я точная модель Земли. Карта: Зато на мне всё сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку. Глобус: Это не страшно. Меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны. Карта: Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезешь» Воспитатель: Попробуйте их помирить. Кому нужна карта? Дети: Морякам, лётчикам, геологам. Воспитатель: А глобус? Дети: Школьникам, всем кто изучает Землю. Воспитатель: Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них нужнее? Дети: И карта и глобус нужны людям. Стук в дверь. Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл Незнайка. Он очень огорчён. Что случилось? Незнайка: Дорогие ребята! Я собрался в путешествие. У меня есть карта, но я не знаю, что на ней каким цветом обозначено. Помогите мне пожалуйста. Воспитатель: Как же помочь Незнайке? Ответы детей. Воспитатель: А я предлагаю карточки, на которых с одной стороны нарисовать горы, реки, пустыни и т.д., а другую сторону вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия. Например: изображены горы- другую сторону вы закрашиваете коричневым цветом, пустыни –желтым, леса- зеленым и т.д. Дети выполняю задание. Незнайка тем временем смотрит, как дети работают. Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Физкультминутка под музыку: Раз и стану я Землей Посмотрите я какой. Очень смелый, очень крепкий, Очень добрый и большой. Два и в миг я глиной стану На ботинки к вам пристану, Если дождик во дворе- Не ходите вы ко мне. Три сейчас я холм зыбучий Очень желтый и сыпучий Осторожней люди будьте Если вы не на верблюде! А четыре камни мы Крепкие ребята И бросать в окошко нам Никому не надо. Пять я почка – верхний слой Дружат травы все со мной И деревья и кусты Червяки, жуки, кроты. Всем живущим говорю Чтите матушку мою Наша круглая планета Называется Земля Все живущие под солнцем Братья нам и мы друзья. Воспитатель: Ребята во время путешествия важно не только знать где находятся моря, горы, и леса, но и знать обитателей животного мира, встречающихся на пути. Возьмите карточки и подойдите с Незнайкой к макетам (гор, рек, ледников) На макетах размещены обитатели животного мира. Воспитатель: Расскажите о зеленом цвете. Дети: Это леса, лес-это деревья, из которых делают разные предметы. В лесу растут ягоды, грибы. В лесу живут волки, медведи, лисы, белки, зайцы. Что такое лес? Что такое лес? Сосны до небес, Березы и дубы, Ягоды, грибы… Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова. Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник живой Ключевой водой. Воспитатель: Расскажите о жёлтом цвете. Дети: Это степи и пустыни. В степях и пустынях только песок. Растут колючки и низкие кустарники. В пустынях живут ящерицы, верблюды. Что такое пустыня? Желтая, сыпучая Жаркая, могучая Простирается далеко Не окликнешь ее оком Нет в пустыне и воды Но зато есть корабли Корабли мохнатые Важные, горбатые Появились ниоткуда Эти гордые верблюды И как в былые времена Промчались молча в никуда. Лишь одинокий саксаул Вслед им веткою махнул Ведь он теперь не скоро Корабль увидит снова. Воспитатель: Расскажите о коричневом цвете. Дети: Коричневый цвет — горы. В горах добывают полезные ископаемые: уголь, нефть, золото. В горах живут орлы, ламы, яки. Что такое горы? Что такое горы? С ветром разговоры. Снежные вершины, Грозные лавины. Тропы каменистые, Антилопы быстрые, Пропасти бездонные И пещеры темные. Воспитатель: Расскажите о синем цвете. Дети: Синий цвет — вода, реки-тонкие ниточки. Реки стекаются в моря. Обитатели морей и рек – рыба. Что такое море? Что такое море? Чайки на просторе. Скалы-великаны, Холодные туманы. Волны трехэтажные, Моряки отважные. Акулы зубастые, Киты головастые. Камней подводных глыбы, Диковинные рыбы. Воспитатель: Расскажите о белом цвете. Дети: Белый цвет – это снег, лёд, это Антарктида. Там вечный холод. Живут пингвины, белые медведи. Люди поселяются лишь на время, чтобы изучить загадочный материал вечной мерзлоты. Что такое ледники? Там лежат снега и льды Небывалой высоты. Там и дня не проживешь И во льдах ты пропадешь. Нет ни птиц ни деревца Лишь вьюга, да метелица. Чтоб пробиться через льды Нужны большие корабли Эти грозные машины Разрубают носом льдины. А встречают их пингвины Котики, тюлени и моржи Им не холодно средь льдин Ведь у них под шкуркой жир. Всё рассмотрев, воспитатель передает карточки Незнайке. Воспитатель: Ну что ж Незнайка, я думаю, что ребята тебе помогли, ты много от них узнал, тебе смело можно отправляться в путешествие. Незнайка благодарит воспитателя и детей за помощь. Воспитатель: Ребята, а у нас есть глобус, карта полушарий, карта России, макеты с обитателями гор, рек, морей, ледников. Теперь мы с вами тоже можем путешествовать не выходя из детского сада. Литература:
|