Конспект НОД «Воздух вокруг нас» |
Познание | |||
Автор: Сапего Екатерина Сергеевна | |||
09.01.2017 00:29 | |||
Конспект НОД «Воздух вокруг нас» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности и экспериментировании в художественно-продуктивной деятельности. Задачи:
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, работа с календарем природы, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 1 пустая бутылка). Альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, салфетка, стаканчик с водой, тряпочки. Организационный момент: В: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, увлекательное и интересное! Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный (цвет не имеет значение), а что это случилось с синим шариком? Он стал не красивым, маленьким, сморщенным. Д: (Он сдутый). В: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? Д: — Его надо надуть, чтобы он стал большим В: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? Дети думают. Д: — Воздух. В: — Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! Я вижу синий шарик, круглый. (Отмечаю форму предмета) Д: (Он невидимый) В: — А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? В: — Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но как же нам это проверить? В: — Ребята, а можно ли воздух потрогать? А поймать? Я придумала, как нам поймать воздух, и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). В: — Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? Д: (ответы). В: — Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? Д: (ответы). В: — Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? Д: (ответы). В: — А давайте проверим! В: — Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. В: — Ребята, что это происходит с водой? Д: Вода пузырится. В: — Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была Д: (ответы). В: — Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А сейчас я вам загадаю загадку, послушайте: Через нос проходит в грудь, В: — А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт. В: — Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята? В: — Ответы. Точно, это похоже на бурю. А на звенящую капель, а на шаловливую сосульку??? Когда сосулька капает — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте покажем шаловливую сосульку. Физкультминутка Сильный ветер сосны крутит, (наклоны вниз) Вот по веткам белка мчится А куда медведь идет? (ходьба на месте) В: — Ребята я совсем забыла, когда я была на отдыхе, то собрала вам целую корзину маленьких подарков. В: — Что это? Д: (камешки; ответы). В: — А как вы думаете, что с камешками можно делать? Д: (ответы). В: — Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете? В: — Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду? В: — Интересно, а почему камешки тонут? Д: (ответы) В: — Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. В: — Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут? Д: (ответы) В: — Почему вы так думаете? Д: (ответы) В: — А давайте проверим (опускают шарик в чашку с водой). В: — Странно, камешки утонули, а шарик нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? Д: (ответы). В: — Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки. В: — Да ребята, нас окружает холодный воздух. А вот интересно утверждают, что если нагреть воздух он подымится, а вы ребята, как думаете? как же так получается? Д: (ответы). В: — А давайте проверим, так ли это. Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдёт. В: — Посмотрите, что происходит с шариком? Д: (ответы). В: — Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Да вы правы, что горячий воздух легче холодного. В: — Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей корзиночке. В: — Что это? Наверное, это волшебные баночки. В: — Посмотрите, а в них что — ни будь есть? Д: (ответы). В: — Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте, чем пахнет? Д: (ответы) В: — Действительно, пахнет кофе. В: — Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке. В: — Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком). В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по- разному? Д: (ответы). В: — Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. В: — А я то думаю, почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот иду я недавно по улице, машину вокруг, автобусы, такси, я вышла подышать свежим воздухом, как ощутила, что мой нос начал щекотать, я начала чихать. Ребята, что со мной произошло? Д: (ответы). В: — Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? Д: (ответы). В: — А мы это сейчас проверим. Давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать. В: — Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. В: — Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? Д: (ответы). В: — Как вы думаете, какой воздух в городе: чистый или грязный? Почему? Д: (ответы). В: — А где можно подышать чистым и свежим воздухом? (на природе). В: — Ну а также с помощью воздуха можно творить чудеса, например, рисовать картины, сейчас мы с вами это и сделаем. Называется этот нетрадиционный прием изображения «раздувание краски». На лист бумаги нужно нанести несколько капель жидкой краски, взять трубочку, и ее нижний конец направить в серединку лужицы из краски. Затем с усилием подуть в трубочку и раздувать краску от центра в разные стороны. Вы увидите, как у кляксы разбегутся по листу «лапки». Это очень интересный способ рисования, который сейчас мы и проведем, а в конце обязательно устроим выставку получившихся работ. Итог: В:- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. В:- Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому какой понравился больше всего?
|