«Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Сергань Светлана Владимировна | |||
15.09.2021 06:12 | |||
«Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский В настоящее время востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности, а исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, он должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательски – творческое отношение к миру.
Любые виды детской деятельности протекают более эффективно и да-ют положительные результаты, если ребёнок ставит перед собой комплекс-ные цели, у него выражены сильные мотивы, которые ярко проявляются и вызывают желание действовать активно, с полной отдачей сил. А у детей возникает желание узнать новое, проникнуть в суть явлений, разобраться в непонятном. Детское экспериментирование, являясь одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, одновременно развивает смелость детского мышления и дает возможность прийти к удивительным открытиям, дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Старший дошкольный возраст, самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. В процессе опытно — исследовательской деятельности необходимо дать детям доступную им естественно — научную информацию; подвести их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, выбирают методику, распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. Дошкольникам данного возраста доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Дошкольников интересуют связи, существующие между предметами и явлениями, умеют анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает всё сам.
|