Дидактическое пособие «Первые шаги в экономику» |
Познание | |||
Автор: Моденова Наталья Игоревна | |||
06.10.2021 10:49 | |||
Дидактическое пособие «Первые шаги в экономику» Муниципальное общеобразовательное учреждение Чёлсменская основная общеобразовательная школа Галичского муниципального района Костромской области структурное подразделение детский сад Моденова Наталья Игоревна, воспитатель структурного подразделения детский сад МОУ Челсменской ООШ Галичского муниципального района Костромской области Актуальность: Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость, придя с родителями в магазин, слышит слова «дёшево», «дорого», деньги», цена», «заработать».
Давая понятие об экономике в дошкольном возрасте, мы тем самым помогаем ребёнку лучше адаптироваться в современном обществе, строить свою жизнь более организовано, самостоятельно, творчески. В процессе экономического воспитания, у ребёнка развивается мышление, приобретаются определённые экономические навыки, которые пригодятся ему в жизни. В качестве средства формирования основ экономической культуры я использую дидактическое пособие «Первые шаги в экономику». Главной особенностью пособия является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Цель дидактического пособия: формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Обучающие: формировать у детей представления о социальных, материальных и духовных потребностях человека; познакомить с понятиями «товары», «услуги, «цена» (стоимость), «дороже — дешевле»; познакомить детей с понятиями «семейный бюджет», с составляющими семейного бюджета. Развивающие: развивать у детей основы экономического мышления Воспитательные: воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним. Описание: Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Первые шаги в экономику» состоит из четырех мини – книжек с перекидными страничками:
Задачи: формировать у детей представления о социальных, материальных и духовных потребностях человека Демонстрационный материал: перекидные карточки с изображением социальных, духовных, материальных потребностей Варианты использования карточек:
2. Товары – услуги Задачи: закрепить знания детей о предприятиях и организациях г.Галича Костромской области, профессиях; познакомить с понятиями «товары», «услуги; закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; учить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека; воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним. Демонстрационный материал: перекидные карточки с изображением предприятий и организаций г.Галича Костромской области, профессий людей, символов, означающих товар и услуги Варианты использования карточек:
3. «Магазин» Задачи: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; познакомить детей с понятиями «товар», «цена» (стоимость); учить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену (стоимость) товара; учить анализировать стоимость товаров, используя понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле» Демонстрационный материал: перекидные карточки с изображением товаров и монет разного достоинства Варианты использования карточек:
4. Семейный бюджет Задачи: познакомить детей с понятиями «семейный бюджет», с составляющими семейного бюджета: доходами (зарплата, стипендия, пенсия и др.) и расходами; формировать представление детей об основных и дополнительных доходах, о главных и второстепенных расходах; воспитывать уважение к людям труда. Демонстрационный материал: перекидные карточки с изображением доходов и расходов семьи. Варианты использования карточек:
Результативность В соответствии с классификацией К.Ф. Исаевой, В.И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников: I уровень низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в одно целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. II уровень средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуется последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют экономические представления в игре. III уровень высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой деятельности. В результате использования дидактического пособия «Первые шаги в экономику» сделала вывод, что пособие является эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Дети хорошо ориентируются в профессиях, используют в речи экономические выражения и понятия, знают виды потребностей, могут назвать составляющие семейного бюджета, применяют полученные экономические знания в игровой деятельности.
|