Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет) |
Познание | |||
Автор: Моргунова Надежда Борисовна | |||
13.07.2018 19:59 | |||
Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет) Автор:
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Сегодня именно через игру воспитатели должны развивать разные способности у детей. И дидактическая игра занимает среди них важное место. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. «Игра для них – учеба, игра для них — труд. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных» — Н.К. Крупская.
Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Знакомя детей с бытом и традициями русского народа, обращаем их внимание на различия между современным домом и традиционной русской избой, с предметами старинного быта. Эта дидактическая игра позволяет в интересной и занимательной форме закрепить представления детей о жилище человека в разные временные эпохи. А яркие веселые картинки помогают создать игровую мотивацию у детей, поддерживают их интерес во время выполнения заданий. Игру можно использовать в индивидуальных занятиях с ребенком, в самостоятельной деятельности детей, а также можно проводить в форме соревнований команд. Игровой материал можно использовать при освоении областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Игровой материал представляет красочную коробку с ячейками для картинок, карточки с изображением старого и современного быта, карточки с названием домов, картинки с изображением русской избы и современного дома, разрезные картинки, контуры домов, фишки, а также фланелеграф, изготовленный в виде книги с красивым оформлением – «Волшебная книга знаний». Практическая значимость и новизна игры — в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одно пособие. Цель: формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Варианты игр с использованием дидактической игры Вариант № 1 «Кто быстрее соберет?» Игру можно использовать как настольную игру, так и на фланелеграфе. Цель: знакомить детей с различиями между современным домом, его оснащением и традиционной русской избой с предметами старинного быта. Настольная игра. Ход игры: принимают участие 1 или 2 человека. На столе выкладываются картинки с изображением русской избы и современного дома, а также карточки с изображением предметов быта вперемешку. Надо правильно разложить карточки к соответствующей картинке. На фланелеграфе. Участвовать могут 2 человека или группа детей, разделенная на две команды. Ход игры: на фланелеграфе прикреплены названия и контуры домов. На столе перед фланелеграфом выкладываются карточки с изображением предметов старого и современного быта вперемешку. Дети подбирают картинки, соответствующие либо избе, либо современной квартире и выкладывают в контуры домов. Выигрывает тот, кто первым правильно прикрепил карточки. Вариант № 2 «Угадай предмет» Цель: закрепить знания детей старинных предметов быта и их современных аналогов. Ход игры: перед началом игры в избе заменяется картинка с изображением старинного предмета на современный предмет. Например, лапти на туфли. Дети должны угадать, какой предмет заменили и назвать его современный аналог. Вариант № 3 «Найди предмет» Цель: упражнять детей в отгадывании описательных загадок о предметах, изображённых на картинках. Ход игры: воспитатель детям читает стихи или загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему. Вариант № 4 «Найди пару» Цель: развивать умение правильно произносить названия предметов, упражнять в подборе пары предметов из старинного и современного быта. Ход игры: на столе выкладываются карточки с изображением старого и современного быта вперемешку. Дети должны найти пару предметов одного предназначения из старинного и современного быта (лапти – туфли, старинная лампа – люстра, самовар — чайник и т.д.) Вариант № 5 «Собери картинку» Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Цель: умение составлять изображение предмета из отдельных частей (пазлы) и активизировать словарь. Ход игры: предложить детям собрать разрезную картинку и рассказать, что это за предмет и для чего он предназначен. Вариант № 6 «Выставка старинных вещей» Цель: совершенствование представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Ход игры: дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен выбрать карточку с изображением старинного быта, не показывая её посетителям. Интересно и понятно для других описать предмет, чтобы посетители сразу догадались, о чем идет речь и сказать о назначении предмета. Вариант № 7 «Четвертый лишний» Можно играть с одним ребенком, так и с группой детей. Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ход игры: на столе или на фланелеграфе раскладываются по 4 карточки современного и старинного быта. В каждом ряду надо найти лишнюю карточку и объяснить свой выбор. Вариант № 8 «Укрась избу» Цель: закреплять знания детей об элементах декора русской избы. Ход игры: на фланелеграфе прикреплен контур избы. На столе лежат картинки декора старинного и современного быта вперемешку. Дети упражняются в подборе элементов декора для украшения «своей» избы. Воспитатель побуждает детей комментировать свои действия, объяснять выбор того или иного элемента, ориентирует детей на подбор элементов. Вариант игры: дети упражняются в подборе декора для украшения современного дома. Методические рекомендации:
|