«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» |
Познание | |||
Автор: Чубрикова Татьяна Николаевна | |||
08.07.2018 09:22 | |||
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Задача современного педагога-развитие творческих способностей детей, формирование у воспитанников навыков саморазвития и самообразования. Поэтому, планируя современный образовательный процесс, педагоги ищут новые, более эффективные технологии обучения. Одной из самой востребованной в последнее время стала познавательно-исследовательская деятельность. У детей дошкольного возраста она является важным этапом при подготовке к обучению в школе. С введением Федерального Государственного Образовательного стандарта познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Для реализации познавательного развития в детском саду используется множество методов и форм работы, одним из которых является экспериментирование.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок самостоятельно исследует объект, раскрывает его суть. Во время опытной работы у воспитанников развивается любознательность, самостоятельность, наблюдательность, целеустремленность, познавательная активность, развивается интеллект и творчество. Именно по этой причине два года назад я активно стала применять детские эксперименты с воспитанниками своей группы. Цель моей работы — развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Цель определила следующие задачи: расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, высказывать свое мнение формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию. На первом году нашей совместной работы дети только знакомились с объектами (вода, почва, воздух, резина и т.д.), учились называть предметы, узнавали их свойства и особенности, позже дошкольники уже приводили взаимосвязи природных и материальных объектов (почему снег тает, от чего лед быстрее тает и т.п.). Во второй год дети уже самостоятельно предлагали гипотезы и с интересом их проверяли, делали выводы (какая вода замерзает быстрее, кто быстрее: я или моя тень?). Уникальность детских экспериментов в том, что у дошкольников появляется возможность самостоятельно прочувствовать предмет (потрогать, понюхать, лизнуть, попробовать и т.д.), ведь самый ценный опыт тот который прочувствовал сам. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Дети с большим удовольствием принимали участие в экспериментальной деятельности. На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
|