Проект «Природа моего родного края: лишайники и мхи Ямала» |
Познание | |||
Автор: Байшева Луиза Иркиновна | |||
16.06.2018 20:34 | |||
Проект «Природа моего родного края: лишайники и мхи Ямала» Ямало-Ненецкий региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь» Секция «Естественнонаучная: живая природа» Авторы работы:
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Детская исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Исследование обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. В домашнем экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. В наше время наблюдается процесс отдаления ребёнка от живой природы, потребительское отношение к ней. Это проявляется в разных формах. Ребёнок много времени проводит у компьютера, знает много виртуальных игр. Конечно, есть красивые видеофильмы о природе, но живое общение с природой этого не заменит! С ранних лет ребёнок начинает проявлять интерес к красоте природы. Нельзя воспитать личность, не научив его наблюдать, видеть, сострадать, любить. И в этом ему поможет общение с природой. Самый эффективный способ-исследование. Тема проекта Природа моего родного края: лишайники и мхи Ямала Автор проекта Мильнов Владислав Евгеньевич7 лет, МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко Руководитель: Байшева Луиза Иркиновна, воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка» г. Муравленко Вид проекта По составу участников – групповой По целевой установке – познавательный По срокам реализации – краткосрочный Участники проекта Педагоги, родители, воспитанники подготовительной группы «Почемучки» Сроки проекта сентябрь 2017 г. – март 2018г. Методы и формы работы:
ВВЕДЕНИЕ Я, Мильнов Владислав. Проживаю в Ямало-Ненецком автономном округе, в городе Муравленко. Вокруг города Муравленко много лесов и они богаты грибами, ягодами и лишайниками. Проблема: Однако мой вопрос, что же такое мхи и лишайники вызвал затруднение у моей мамы Мильновой О.Н. Тогда я решил выяснить: Что такое мхи и лишайники? Как они растут? Есть ли у лишайников и мхов названия? Можно ли вырастить их в домашних условиях? Цель: изучение лишайников и мхов, произрастающих на территории Ямала и формирование представления об условиях роста мхов и лишайников путем создания мини-лаборатории. Задачи:
Способы, методы и приемы проектирования: поиск, систематизация, анализ и обобщение литературы по лихенологии и бриологии. Объект исследования: лишайники и мхи Предмет исследования: выращивание мха Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на занятий по ознакомлению с окружающим миром. Гипотеза, которую мы выдвинули в ходе исследования: если мы изучим, строение лишайников и мхов, в каких условиях лучше растет мох, то сможем создать мини-лабораторию и в доступной форме сможем рассказать своим ребятам в группе о лишайниках и мхах. Для решения данных задач нами использованы такие методы и приёмы: Прогулки в лес, Наблюдения за лишайниками и мхами, Опыты в мини-лаборатории, Фиксация наблюдений. Полученный продукт: виртуальная книга лишайников и мхов Ямала, мини-лаборатория Участники проекта: Мильнов Владислав Евгеньевич, Мильнова Ольга Николаевна, воспитанники группы «Почемучки» Руководитель: Байшева Луиза Иркиновна, воспитатель МБДОУ «ДС «Сказка» Время реализации проекта: сентябрь 2017 г. – март 2018г. Ведущая деятельность: проектная, поисковая. Ожидаемые результаты: Воспитанники: овладение детьми старшего дошкольного возраста знаниями в области изучения лишайников и мхов; повышение интереса у воспитанников к изучению научной литературы; развитие творческих способностей; формирование умения анализировать. Родители: овладение практическими навыками в области изучения лишайников и мхов; обогащение педагогического опыта: осознание базовых потребностей ребенка для его комфортного умственного развития; осознание уровня собственных знаний в области изучения растительности Ямала. Педагоги: повышение компетентности в проектной деятельности; активизация интереса к проблеме изучения растительности Ямала; дополнительные возможности личностного и профессионального роста. 1 Основная часть В Ямало-Ненецком автономном округе насчитывается 866 видов водных и наземных растений, в том числе: мохообразных — 70, лишайников – 60. Мхи и лишайники появились миллионы лет назад. Они жили еще во времена динозавров, и по сей день на валунах, на деревьях и просто на влажной земле можно обнаружить эти растения. 1. 1 Все о лишайниках Лишайник – это очень интересное растение. Ведь лишайник – это водоросли и грибы, живущие вместе. Гриб и водоросль так хорошо приспособились друг к другу, что образовали новое растение – лишайник. 1. 2 Вся правда о мхах Мхи очень разнообразны. У некоторых из них тело расчленено на стебель и листья, а у некоторых оно представляет собой единое тело – слоевище. Некоторые ученые считают, что мхи произошли от зеленых или бурых водорослей. У мхов и лишайников нет семян. Они размножаются спорами – мельчайшими пылинками, не защищенными оболочкой и не содержащими питательных веществ. У мхов нет корня, есть лишь уже знакомые нам выросты-ризоиды, которыми растение крепится к земле, камню или дереву. Из-за этого мох не может получать воду и азот из почвы. Поэтому мхи поселяются в сырых местах, где они могут всей поверхностью впитывать воду и питательные вещества, растворенные в ней. Чаще всего мхи растут на почве, в которой мало питательных веществ – ведь здесь им не будут мешать расти другие растения. 1. 1.3 Значение лишайников и мхов Мхи и лишайники считаются очень несовершенными растениями. Однако именно это «несовершенство» позволяет им жить в суровых условиях Севера. Велико значение лишайников и мхов:
|