Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики» |
Познание | |||
Автор: Клевцова Ольга Ивановна | |||
29.03.2018 08:15 | |||
Опыт работы по исследовательской и экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Лучики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 46 «Мотылёк» посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области (МБДОУ ЦРР детский сад № 46 «Мотылёк» п.Монино ЩМР МО) составила воспитатель высшей квалификационной категории Клевцова О.И. Монино 2018 г. Дошкольники – прирожденные исследователи. Будучи причастными к взаимодействию с окружающими их предметами и явлениями, сверстниками и взрослыми, дети пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.
Советский психолог, Н.Н. Поддьяков, разработавший оригинальную теорию познавательного развития ребенка) выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности. Он выделяет два основных вида ориентировочно — исследовательской деятельности. Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно — исследовательской деятельности -деятельность, организованная взрослым. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
Объектом познания детей дошкольного возраста является Рукотворный мир, мир живой и неживой природы В процессе экспериментирования ребенку необходимо найти ответы на следующие вопросы: - Как я это делаю? - Почему я это делаю именно так, а не иначе? - Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? Отличительная особенность в познании детей младшего дошкольного возраста. Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями В детском саду опыты, эксперименты могут проводиться в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаться в каждое занятие. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников необходимо использовать различные стимулы:
Используя формы работы с детьми младшего дошкольного возраста наблюдение, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры), дети не только знакомились с природой, но и целенаправленно подходили детей к ее пониманию: с помощью вертушек, показывая, как дует ветер, во время дождя вместе с детьми слушая, как стучат капли дождя по крыше и стеклам окон, наблюдая за листопадом, собирая желтые листочки, в солнечный день играя с солнечным зайчиком, внимательно рассматривая овощи, произрастающие в нашей местности (огурец, помидор, морковь, яблоко), взяв их в руки, потрогав, понюхав, и попробовав на вкус, наблюдая за одеждой людей в разное время года, дети расширили представления о характерных признаках рассматриваемых предметов и объектов окружающего мира. Обращая внимание детей на свойства природных материалов, показывала, как сухой песок рассыпается, а если его полить водой — становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки. В играх с водой показывала детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, если холодная вода постоит на солнышке, то станет теплой, вода может быть чистой и грязной. Таким образом, в процессе игр с песком и водой, дети знакомились с их свойствами. В зимнее время на прогулке и во время игр, знакомя детей со свойствами снега. вместе с детьми трогали снег, замечая, что он холодный, белый, а от тепла рук он тает. Показывая детям, что он липкий, и из него можно лепить различные формы, и повторяя за мной мои действия (лепка фигур и катание снежных комков), у детей формировались элементарные представления о свойствах снега. Вместе с детьми набирая снег в ведерко и наблюдая, как он таял в группе, дети убеждались в том, что растаявший снег превращается в воду. Весной небольшое количество снега клали на асфальт и наблюдали, как он тает под солнечными лучами, продолжали изучать свойства снега. Делая красивые украшения для елочки, растущей на участке детского сада, мы наливали в формочки цветную воду и выносили на участок. Для того, чтобы развесить эти украшения, я делала петельки и опускала их в воду. Когда игрушки замерзали, доставала их из формочек и развешивала их. Весной вместе с детьми мы обращали внимание на распустившиеся от солнечного тепла листочки, травку, цветы. В процессе ухода за растениями, подготовки почвы для посадки растений, полива цветов, рыхления земли, вытирание листьев я объясняла детям, для чего это нужно делать. Ухаживая за растениями совместно с детьми, я подводила детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе, воде, у детей сформировался не только познавательный интерес, но и бережное отношение к объектам природы. С целью формирования мотивации познавательной потребности, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" мною было проведено наблюдение-эксперимент и показано простейшее отличие свойств очищенного от неочищенного апельсина (мандарина — детям младших групп) в воде ("плавает-тонет"). Задачи: формировать элементарную способность к наблюдениям за предметом, погруженным в воду, развивать познавательную сенсо-моторную активность, умение делать элементарные умозаключения на основе собственного жизненного опыта, активизировать словарь; воспитывать аккуратность, дисциплинированность. Оборудование и материалы: Глубокая емкость с водой, 2 мандарина В ходе эксперимента ставила на стол емкость, наливала в нее воду, сопровождая действия вопросом: ребята, это что? Что я наливаю?" (вода). Затем брала неочищенный апельсин (мандарин). Спрашивала: "Что это?" — (апельсин/мандарин). Затем опускала его в воду, сопровождая действие словами: сейчас наш апельсин будет плавать. Побуждая детей отвечать на вопрос: что делает мандарин? (плавает). Ребята, а ваши мандарины хотят поплавать? Каждый из детей по очереди повторяет действие воспитателя (опуская мандарин в воду). Сопровождала действия детей словами: мандаринкам нравится плавать побуждая отвечать детей на вопросы: что делают ваши мандаринки? Им нравится плавать? После этого показала детям, что мандаринчик может снять одежду, вместе с детьми очистили мандарины от шкурки, затем опустили их в воду. Обращая внимание детей на то, что мандаринка не умеет плавать без одежды. Когда дети опускают свои мандаринки в воду, побуждаю детей наблюдать сопровождая погружение мандарина в воду словами: "где мандарин — мандарин утонул. Вывод: в одежде (в шкурке) апельсин плавает, а без одежды (шкурки) утонул. Результаты: сформированы интерес к наблюдению за предметом в воде, развиты сенсо-моторные навыки (умение поместить предмет в воду и наблюдение за ним) и внимание. Рекомендую проведение данного вида деятельности (наблюдение) с таким объектом природы как снег (снег, погруженный в воду, сначала плавает, а потом исчезает: "куда делся снег?"). Данное наблюдение вызовет интерес к наблюдению за снегом и формирование элементарных представлений о свойствах снега.
|