Методика обучения детей работе на гончарном круге |
Познание | |||
Автор: Филько Елена Викторовна, Слынько Светлана Анатольевна, Ростовская Яна Евгеньевна | |||
22.03.2018 20:23 | |||
Методика обучения детей работе на гончарном круге Автор: Филько Елена Викторовна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» ст. Староминская, Краснодарский край Соавтор: Слынько Светлана Анатольевна — заместитель заведующей МБДОУ «ДС № 9 «Олененок», ст. Староминская, Краснодарский край Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок», ст. Староминская, Краснодарский край Введение Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники. Студия «Гончарная мастерская» Творческая мастерская — это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости. Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины. Задачи:
Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа: 1 этап – подготовительный.
Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской. Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность. Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом. Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства». Работа ведется от «простого к сложному». От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом — к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный — дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике. Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства), и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Методика работы на гончарном круге.
Метод «пяти пальцев», предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» — технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность. Тематическое планирование работы в гончарной мастерской
Используемая литература:
|