Открытое занятие «Путешествие по реке времени, история жилища» |
Познание | |||
Автор: Захарова Анастасия Николаевна | |||
09.03.2018 19:38 | |||
Открытое занятие «Путешествие по реке времени, история жилища» МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Аленький цветочек» г.Тихорецка МО Тихорецкий район Воспитатель первой категории Захарова Анастасия Николаевна Возрастная группа: старшая Образовательная область: «Познавательное развитие». Технология: Познавательно – исследовательская деятельность Форма: путешествие по «реке времени». Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н.А. Коротковой, Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155. Цель: Развитие любознательности, активности, познавательных интересов в процессе знакомства с историей жилищ человека. Программное содержание: Воспитательные задачи: воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга. Воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной, познавательно-исследовательской деятельности со сверстниками. Развивающие задачи: Развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация). Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр. Обучающие задачи: Познакомить детей с историей жилищ человека Средства: Наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал мультимедийные: компьютерная презентация «История жилищ человека» Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера; наглядные: рассматривание предмета, показ иллюстраций; практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения; игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием. Ход НОД Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня очень хорошая погода, в такую погоду я люблю путешествовать! Ребята, а вы любите путешествовать? Ответы детей. Воспитатель: А куда можно путешествовать? Ответы детей. Воспитатель: А вы когда-нибудь путешествовали по реке времени? Ответы детей. Воспитатель: Ну что отправимся в путешествие по реке времени. А о чем мы узнаем во время путешествия, вы поймете, отгадав загадку: В нем живет моя семья, А как по — другому можно назвать дом? Ответы детей. Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, чтобы узнать побольше о жилище: каким оно было более 100 лет назад и каким оно стало сейчас. А на чем вы думаете можно отправиться в путешествие по реке времени? Ответы детей: самолет, корабль, машина времени. Воспитатель: А для того, чтобы нам отправиться на машине времени в прошлое, нам нужно произнести слова и сделать следующее: «Раз, два, три – покружись, в прошлом веке окажись». (звучит таинственная музыка). На мультимедийке появляется слайд с изображением избы. Воспитатель: Ребята, что это? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, это жилье людей, каким оно было более 100 лет назад. Давайте внимательно рассмотрим его. (воспитатель предлагает детям присесть на стулья и обсудить увиденное). Как оно выглядело? Ответы детей. Воспитатель: Из какого материала сделано? Ответы детей. Воспитатель: Сколько этажей? Ответы детей. Воспитатель: А хотите войти в избу и посмотреть, что там внутри? Ответы детей. Слайды с изображением избы внутри. Рассказ воспитателя по ходу показа слайдов: «Неотъемлемой частью жилища была печь. Ее складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили справа или слева от входа. Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник – глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари- корзин, лукошек, коробов Почетное место в избе занимал «красный угол». Он находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословские книги, горела лампада. Здесь же стоял и обеденный стол. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. В свободное время крестьянин в своем углу занимался поделками и мелким ремонтом: плел лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Одежду крестьяне хранили в сундуках». А сейчас давайте немного отдохнем. Физминутка «строим дом». Стук-стук молотком, Имитация молотка Затем подходим к реке времени. (рулон обоев, представляющий собой реку времени) Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь у нас изображена наша река времени и мы видим на ней две остановки. Одна это прошлое время, а другая – время нынешнее. Нам нужно поместить картинки с изображением предметов прошлого на соответствующей остановке, и предметы нынешнего времени на их остановке. Ой, ребята, картинки перепутались, давайте разделим их на две группы и поклеим на соответствующие им остановки Дети делят и клеят. Вывешиваем на мольберт, рассматриваем и обсуждаем, правильно ли мы выполнили. Идет обсуждение выбора детей. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так много предметов мы с вами поместили на остановке нашего времени? Почему многие предметы быта прошлого так видоизменились? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, а есть ли у нас предметы, которые пришли к нам из прошлого в том же самом виде? Ответ детей: есть. Воспитатель: Назовите мне эти предметы. Ответы детей. Воспитатель: Ребята, у меня есть картинки с изображением разных предметов, давайте, выберем из них картинки с изображением предметов, которые пришли к нам из прошлого, и мы ими до сих пор пользуемся. Дети рассматривают, выбирают, вывешивают. Идет обсуждение выбора детей. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. Река времени вернет нас обратно. Давайте скажем: «Раз, два, три – покружись, в нашем веке окажись» (звучит таинственная музыка). Воспитатель: Вот мы с вами вернулись в настоящее. Понравилось вам путешествие в далекое прошлое? Что вы узнали нового? Что было самым интересным? (высказывания детей- путешествовали по реке времени) Воспитатель: Молодцы! В путешествии мы были, ничего не позабыли! Ритуал окончания деятельности: игра «Встретимся опять» (Дети становятся в плотный круг лицом, протягивают левую руку вперед «от сердца, от души», образуя пирамиду из ладошек и говорят «Раз, два, четыре, пять – станем рядышком по кругу, скажем на прощание друг другу: До свидания, до новых встреч!»
|