Конспект занятия «Соль и её свойства» |
Познание | |||
Автор: Невзорова Наталья Викторовна | |||
13.02.2018 23:45 | |||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 «Жар -птица» Конспект занятия «Соль и её свойства» Подготовила: воспитатель Невзорова Н.В Программное содержание: систематизировать представления детей о соли и ее свойствах Задачи:
Оборудование: Кукла «Незнайка», коллекция соли, лупа, ложки по количеству детей, свеча, пробирка, вода, соль в солонке, яблоко, огурец.
Предварительная работа: просмотр фильма «Откуда берется соль?» Ход занятия: Дети сидят на стульчиках, под музыку входит кукла «Незнайка». Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я только что прилетел с Луны. А куда это я попал? Воспитатель: Ты попал в детский сад. Незнайка: А где находится ваш детский сад, в каком городе? Дети: В городе Нижневартовске, детский сад №7 «Жар -птица» Незнайка: Знаете, я пока летел к вам с Луны, так проголодался, может быть вы меня покормите, пожалуйста. Воспитатель: Пожалуйста, присядь, Незнайка. Вот есть яблоко, конфета, а ещё полезный овощ — огурец, вот и соль, можно посолить. Незнайка: Соль, а что такое соль, зачем она нужна? Воспитатель: Ребята, Незнайка не знает, что такое соль. Давайте сейчас мы ему расскажем и покажем ему все, что знаем про соль. Покажем опыт с солью. А ты Незнайка к ребятам присаживайся и внимательно слушай, смотри и запоминай. Воспитатель: Ребята, расскажите какая соль? (дети рассматривают соль с помощью лупы) (белая, крупная, мелкая, рассыпчатая, соленая, её употребляют в пищу) Незнайка: Да, это я знаю. Я, когда летел с Луны, видел у вас в лесу на земле много соли, а в городе мало. Наверное вы съели её? Воспитатель: Ребята, разве Незнайка мог видеть так много соли в лесу? Наверно ты, что то напутал? Что мог видеть в лесу Незнайка зимой в большом количестве на земле? Дети: Ты видел в лесу на земле — это снег. Незнайка: Но вы же сами сказали, что соль белая и чем же она отличается от снега? (снег бывает зимой, а соль всегда, снег нельзя есть, а соль можно). Незнайка: На деревьях соль не растёт. С неба не сыплется — откуда её берут? Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, откуда берётся соль. Дети: Её берут в море, люди соль из морской воды добывают, а помогают им могущие насосы солесосы и горячее южное солнце. Воспитатель: Знаешь Незнайка – эту морскую соль нельзя употреблять в пищу (показать). Она не пищевая. А есть соль для удобрения растений (показать), чтобы они росли здоровыми. Но есть ещё пищевая соль, которую употребляют в пищу. Но её нельзя употреблять в больших количествах, а то будут слабыми кости организма. Воспитатель: Давайте загадаем Незнайке загадки о солее: В воде родился, воду боится? Белый камень в воде тает? Ребята, почему соль воду боится? (ответы) А вот сейчас с помощью опыта, мы проверим. Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают халаты, занимают места). Опыт №1 Воспитатель: Если я возьму стакан с водой и опущу ложку с солью в эту воду. Как вы думаете, что произойдёт с солью? (растворится, будет плавать) Давайте проверим. Что же произойдёт? (Воспитатель проводит опыт) Дети: Соль растворилась, исчезла. Воспитатель: А теперь вы проделайте тоже самое. (дети повторяют и убеждаются в своих высказываниях) Что теперь соли воде нет? Ребята, скажите Незнайке, есть в воде соль или её нет? Дети: есть, нет. Воспитатель: Проверим и узнаем. Возьмите ложки и попробуйте воду – какая вода? Дети: Солёная Воспитатель: Значит соль осталась в стакане, в воде, не исчезла, а только растворилась (закрепить слово растворилась) Воспитатель: Ребята, как вы думает в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной? (ответы детей) Давайте проверим. Опыт №2 На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной. Воспитатель: Ребята, положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешивают. Где соль растворилась быстрее? (Выясняют, что быстрее растворяется в тёплой воде и в обоих стаканах солёная вода). - А можно по другому проверить исчезла соль в воде или нет. Хотите узнать? (Да) Для этого вы все подойдите к моему столу. Для опыта понадобится спиртовка, какое правило, мы знаем при работе с огнём? (дети рассказывают) значит, опыт буду показывать я, а вы наблюдать. Итак, спиртовка заменит нам солнце и нам нужна пробирка с соленой водой, какое есть правило работы со стеклом (дети рассказывают). Попробую нагреть эту воду, что же может произойти? Дети: Вода будет кипеть, нагреваться. Незнайка: А ничего не будет происходить. Воспитатель: Давайте проверим! (нагревает). Опыт №3 - Ребята, вы замечаете изменение - Смотрите внимательно. А Незнайка говорил, что ничего не изменится Что же получилась? – на стенке пробирке появился белый налёт. Как вы думаете, что это такое? Дети: Это появилась соль Воспитатель: Правильно. Незнайка, ты убедился, что воде соль есть? Воспитатель: Ребята мы знаем, что соль кладут в пищу, чтобы она была вкуснее. А если переложить соль, вкусно будет или нет? Давайте проверим и покажем Незнайке опыт? Опыт №4 У каждого на столе лежит две половинки огурца. Дети сыплют на них соль но разное количество и проверяют результаты работы, пробуя. Убеждаются, половинка, где сверху много соли есть невозможно, а где немного соли сверху вкусно. Воспитатель: Вот, ребята, мы провели опыты и что же вы можете сказать про соль? Дети: Она белая, без запаха, в воде растворяется, не исчезают, а остается в воде, можно получить её вновь, если кипятить, нельзя много соли класть в продукты, разный вид соли имеет своё значение. Воспитатель: А ты, Незнайка теперь понял что такое соль? Незнайка: Да, спасибо, что вы рассказали мне про соль, я теперь знаю, что она бывает разная: лечебная, пищевая и что она имеет цвет, растворяется в воде, не исчезает. Мне было интересно побывать с вами в лаборатории. Я хочу подарить вам игру “Полезная – вредная пища”, я думаю, она вам тоже понравится, и вы узнаете о полезной пище. Ну мне пора прощаться, я обязательно расскажу своим друзьям о том, что сегодня узнал. Спасибо. Воспитатель: И тебе спасибо за подарок. Мы обязательно поиграем в эту игру. (Незнайка уходит, а дети рассматривают новую игру)
|