Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы. |
Познание | |||
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна | |||
01.12.2017 03:47 | |||
Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы. Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических знаний об окружающем мире природы становится обязательным компонентом образования и воспитания детей. Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека, создадут необходимые условия для успешного усвоения в школе всего цикла природоведческих дисциплин. Некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, в значительной степени, более примитивные представления о природе в целом, чем нормально развивающиеся сверстники. Их представления характеризуются однородностью и нечеткостью, знания крайне обеднены даже в отношении тех объектов и явлений природы, с которыми не раз встречались практически.
При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки, например, на такой существенный признак, как живое и движущееся (животные ближайшего окружения), и не осознают, как элементы природы объекты и явления неживой природы. Дети могут перечислить конкретных представителей животных и растений, но без обобщения их в родовые группы, входящие в данную категорию. Связи и отношения в живой природе воспринимаются детьми с большим трудом. Им присущ дефицит знаний о назначении основных частях тела животных, очевидных причинах характерного способа их передвижения. Лишь небольшой процент детей могут указать на функциональную связь между наличием у зайца длинных лап и его умением быстро бегать, или наличием перепонок на лапах водоплавающих птиц и умением плавать. Знания детей о значении домашних животных в жизни людей также очень обеднены. Как правило, они называют лишь один из ряда факторов, характеризующих пользу животных для человека: «собака охраняет дом, корова дает молоко». Немногие из детей могут назвать, какое значение в жизни людей имеет свинья, кролик и даже кошка. В ответ на то, что кошки ловят мышей, дети говорят: «мышей дома нет, кошка ест корм». Определение «дикие животные» ассоциируются у наших детей с какой-то опасностью, исходящей от диких животных: «они злые, их трогать нельзя». Некоторые дети, запомнив сказочные образы зайца и ежа, рассказывают, что заяц в лесу питается морковкой, а ежик – яблоками… Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения. Для более целенаправленного формирования обобщенных представлений о многообразии форм и явлений, связей и отношений в живой природе целесообразно:
Вся коррекционно-развивающая деятельность по ознакомлению детей с ОВЗ с предметами и явлениями природы в детском саду осуществляется через игру. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Знания, приобретенные непосредственно в процессе игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир как участника естественного процесса его развития. В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности и речи. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Это будет способствовать предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к природе. На родительских консультациях мы всегда рекомендуем регулярно наблюдать с детьми за объектами и явлениями природы. Закрепляя названия деревьев, собрать, рассмотреть, назвать и засушить листочки с них. Привлекая ребенка дома помочь маме помыть посуду, постирать куклино платье или свои носочки, учим подмечать при этом, свойства воды. Во время экскурсии в зоопарк, учим ребенка наблюдать за повадками животных, их образом жизни. Обязательно побеседовать с ребенком о том, что он видел. Гуляя в лесу, советуем обращать внимание на сухие ветки, сучки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожие признаки знакомых предметов. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения, пополнению словарного запаса и развитию речи. Мы рекомендуем родителям учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них, хвалить ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. И конечно, поощрять любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество. Для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, регулярно используем в своей деятельности интегрированные занятия. Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Эти занятия создают благоприятные условия, чтобы «восприятие, мышление и речь соединились в единый и целостный акт умственной работы» (Б. Г. Ананьев, 1958 г.).
|