«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста» |
Познание | |||
Автор: Герасичева Ольга Николаевна | |||
26.11.2017 23:33 | |||
«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста» Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психологических функций и социально значимых качеств личности. Именно это время характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации. Познавательное развитие во многом зависит от наличия мотивации познания. В старшем дошкольном возрасте умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Это приводит к возникновению сложностей при дальнейшем обучении в школе. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители и психологи.
Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий. Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию. Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов. Для того чтобы ребенок захотел что-то узнать, должен появиться мотив. Программа «Радуга» выделяет 3 вида мотивации: 1. Игровая. Ребенок выступает в позиции помощника и защитника. Удобная для обучения различным практическим умениям (показ, объяснение). Можно использовать и при решении интеллектуальных, умственных задач, где ребенок выступает как более умный и сообразительный, чем игровые персоналии. Прием – создание проблемной ситуации (помощь взрослому, новое приключение любимых героев, рассматривание сюжетной картины). 2. Общения. Побуждение к общению со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к тем новым делам, которые ребенок может совершать вместе со взрослым. Построена на том же желание ребенка почувствовать свою необходимость и значимость. 3. Личной заинтересованности. Основана частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию разных предметов для собственного употребления. Наиболее активное включение мотивации происходит при интеграции образовательных областей «социализация» и «коммуникация». Познавательно-исследовательская деятельность должна иметь мотив и социальную значимость исследуемого объекта. На сегодняшний день я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В нашей группе 21 ребенок. По результатам наблюдения к 4-м годам у детей накопилось достаточно информации, представлений об окружающем мире; они многое уже умеют делать – рисовать, лепить, строить и т. п. В процессе наблюдения мы заметили, что дети по-разному реагируют на наши предложения порисовать, послушать музыку, посмотреть на птиц у кормушки и т.д. Одни с радостью соглашаются, другие наотрез отказываются. В результате проведенного в группе мониторинга познавательной потребности мы увидели:
Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырех бальной шкале (от максимальной выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия). Выраженность познавательной мотивации на начало 2016 — 2017 учебного года (на основе наблюдений за детьми) Приведенные характеристики наблюдения позволяют сделать вывод: уровень познавательного активности низок и требуют системной работы. Для организации работы с детьми по становлению мотивационной сферы были определены принципы и направления взаимодействия с воспитанниками и их родителями. В основу своей работы мы положили следующие принципы:
Намеченные направления были реализованы с использованием следующих методов и приемов взаимодействия с детьми: 1) Включение ситуативно-адекватных приемов преподнесения нового материала: Создание игровых проблемных ситуаций, например:
2) Интенсивное, целенаправленное развитие навыков и качеств по-знавательной деятельности: а) Рассказы воспитателя о нуждах и потребностях каких-либо игровых персонажей, например:
б) Познавательно-исследовательская деятельность:
в) Ситуативные разговоры: «Зачем кошка умывается?», «Почему говорят: «Любишь кататься – люби и саночки возить». 3) Формировать у детей позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта: В семье: создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт. Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т. д.). Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе). В детском саду: Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окру-жающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей ( «Письмо больному другу», «Поздравление сотрудников детского сада с праздником»). Использовать разнообразные средства (художественная литература, образные сравнения, средства театрализации, праздники и др.) для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия объектов и явлений природы, событий из жизни человека ( «Мы готовимся к празднику», задача: помочь сделать группу красивой к празднику). Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями и животными, наводить порядок в группе и пр.). Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира. Формировать чувство признательности сотрудникам детского сада (через объяснение и демонстрацию значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь. Формировать чувство гордости за свой город (село). Способствовать развитию ответственного, бережного отношения к окру-жающей природе. Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе). 4) Способствовать выявлению и поддержанию избирательных инте-ресов, развитию самостоятельной познавательной активности детей в детском саду и дома: В семье: определять познавательные предпочтения ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ содержательной стороны его деятельности, вопросов, просьб. Внимательно относиться к детским вопросам. Содержательно и образно отвечать на них. Внимательно выслушивать рассказы ребенка о его наблюдениях и размышлениях. Чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи. Приобретать познавательную литературу, отвечающую познавательным предпочтениям ребенка, и знакомить его с ней. Посещать выставки и музеи. Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном. В детском саду: побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них. Эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится за пределами непосредственного восприятия ( «Как я провел лето», «Мой выходной день», «Моя коллекция»). Организовывать тематические фотовыставки. Вносить в группу познавательную литературу (полочка умных книг). Использовать тематические коллекции, наборы в работе с детьми ( «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»). Создавать игровые проблемные ситуации, например:
Максимально учитывать избирательность познавательных интересов детей (по половому признаку — мальчики и девочки; индивидуальным предпочтениям). Подбор художественной литературы, раскрасок, настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям соби-рать свои первые коллекции. Организовывать в течение года выставки «Мир увлечений» с участием детей, их родителей, сотрудников детского сада, приглашенных гостей. Проводить работу в специально созданных условиях ( «Познавательная игротека»). За истекшие шесть месяцев активного взаимодейстивя с детьми нам удалось повысить познавательную мотивацию детей по всем показателям. Выраженность познавательной мотивации на январь 2016-2017 учебного года (на основе наблюдений за детьми) Наряду с заметной динамикой познавательной активнойсти детей в значительной степени улучшился эмоциоальный климат в группе, стала разнообразнее тематика игр детей, они стали проявлять больший интерес к творческой деятельности.
|