Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»
Познание
Автор: Герасичева Ольга Николаевна   
26.11.2017 23:33

«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»«Мотивация познавательной деятельности детей среднего возраста»

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психологических функций и социально значимых качеств личности.

Именно это время характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации. Познавательное развитие во многом зависит от наличия мотивации познания.

В старшем дошкольном возрасте умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. В результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому. Это приводит к возникновению сложностей при дальнейшем обучении в школе.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются воспитатели в детском саду, учителя в школе, родители и психологи.

 

Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.

Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:

  • познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи.
  • познавательную деятельность — практическую активность, направленную на познание нового.
  • познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней.
  • любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.

Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию. Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.

Для того чтобы ребенок захотел что-то узнать, должен появиться мотив. Программа «Радуга» выделяет 3 вида мотивации:

1. Игровая.

Ребенок выступает в позиции помощника и защитника. Удобная для обучения различным практическим умениям (показ, объяснение). Можно использовать и при решении интеллектуальных, умственных задач, где ребенок выступает как более умный и сообразительный, чем игровые персоналии. Прием – создание проблемной ситуации (помощь взрослому, новое приключение любимых героев, рассматривание сюжетной картины).

2. Общения.

Побуждение к общению со взрослым, возможность получить одобрение, интерес к тем новым делам, которые ребенок может совершать вместе со взрослым. Построена на том же желание ребенка почувствовать свою необходимость и значимость.

3. Личной заинтересованности.

Основана частично на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным, и частично на его личной заинтересованности. Такая мотивация побуждает детей к созданию разных предметов для собственного употребления.

Наиболее активное включение мотивации происходит при интеграции образовательных областей «социализация» и «коммуникация». Познавательно-исследовательская деятельность должна иметь мотив и социальную значимость исследуемого объекта.

На сегодняшний день я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В нашей группе 21 ребенок. По результатам наблюдения к 4-м годам у детей накопилось достаточно информации, представлений об окружающем мире; они многое уже умеют делать – рисовать, лепить, строить и т. п.

В процессе наблюдения мы заметили, что дети по-разному реагируют на наши предложения порисовать, послушать музыку, посмотреть на птиц у кормушки и т.д. Одни с радостью соглашаются, другие наотрез отказываются. В результате проведенного в группе мониторинга познавательной потребности мы увидели:

  1. средний уровень эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
  2. не высокий уровень целенаправленности деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
  3. низкая степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Выраженность этих трех показателей мотивации оценивается по четырех бальной шкале (от максимальной выраженности качества (3 балла) до 0 баллов – полного его отсутствия).

Выраженность познавательной мотивации на начало 2016 — 2017 учебного года

(на основе наблюдений за детьми)

Приведенные характеристики наблюдения позволяют сделать вывод: уровень познавательного активности низок и требуют системной работы.

Для организации работы с детьми по становлению мотивационной сферы были определены принципы и направления взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

В основу своей работы мы положили следующие принципы:

  1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
  2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
  3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
  4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
  5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

Намеченные направления были реализованы с использованием следующих методов и приемов взаимодействия с детьми:

1) Включение ситуативно-адекватных приемов преподнесения нового материала:

Создание игровых проблемных ситуаций, например:

  • конструирование домиков для героев сказки ( «Теперь игрушкам негде жить. Что им нужно построить?»).
  • конструирование мостика для Винни-Пуха (Винни-Пух собрался в гости к Кролику, который живет на другом берегу реки. Как быть?).
  • игровая ситуация «Встречаем гостей» (Игровая задача: помочь красиво и правильно накрыть стол).
  • ситуация: «Зайчатам грозит опасность и они могут избежать её только в том случае, если научатся смешению синей и желтой красок для получения зеленой и выразительно нарисуют деревья). Игровая задача: мама-зайчиха (воспитатель), опасаясь за жизнь зайчат (дети), предлагает им сделать щиты с изображением деревьев, за которыми они могли б спрятаться от волка. Учебная задача: «Я научу вас делать щиты и рисовать деревья». При рисовании деревьев возникает серьезная трудность – у мамы-зайчихи не оказалось зеленой краски.

2) Интенсивное, целенаправленное развитие навыков и качеств по-знавательной деятельности:

а) Рассказы воспитателя о нуждах и потребностях каких-либо игровых персонажей, например:

  • игровая задача: помочь листовичкам (заготовить для них фрукты – лепка, рисование; сделать для них домик, мебель и т.д.). «Накануне вечером листовички пробрались к нам в группу и долго искали место для жилья. Но, не найдя домика, они вновь ушли на участок, легли под деревья, укрылись листьями и заснули». «Вечером листовички осматривали сделанный для них домик. Вначале они любовались стенами, рассматривали двери, окна, трубу. Домик так понравился листовичкам, что они решили в нем жить. Но тут они столкнулись с большими трудностями. В домике не оказалось мебели, и листовичкам пришлось покинуть его». «Когда пришло время ложиться спать, то оказалось, что у листовичков нет матрацев, одеял, подушек, постельного белья и др. Сняв обувь, листовички скоро почувствовали, что их ноги замерзли (ковер)».

б) Познавательно-исследовательская деятельность:

  • наблюдение с обсуждением «Что растет на нашем участке», «Кто жи-вет на нашем участке», «Откуда взялись сосульки», «Куда убежал снег», «Где спит солнышко».
  • экспериментирование: «Какие предметы могут плавать?» (Дед Знай просит детей помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать); «Разноцветные шарики» (зайчик просит ребят помочь раскрасить листы с изображениями шариков в оранжевой, фиолетовой, зеленой и голубой цвета. Но таких красок у него нет. Как быть? Что делать?). Задача – смешение основных цветов. «Волшебное сито» (Красная Шапочка сообщает детям, что собирается в гости к бабушке – отнести ей горшочек манной каши. Но случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. Как отделить рис от манки?)

в) Ситуативные разговоры: «Зачем кошка умывается?», «Почему говорят: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

3) Формировать у детей позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта:

В семье:

создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.

Посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т. д.).

Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).

В детском саду:

Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окру-жающей действительности; к радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей ( «Письмо больному другу», «Поздравление сотрудников детского сада с праздником»).

Использовать разнообразные средства (художественная литература, образные сравнения, средства театрализации, праздники и др.) для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия объектов и явлений природы, событий из жизни человека ( «Мы готовимся к празднику», задача: помочь сделать группу красивой к празднику).

Побуждать детей отражать свои эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, а главное — через практические действия. Учить выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения и добиваться результата (ухаживать за комнатными растениями и животными, наводить порядок в группе и пр.).

Формировать бережное отношение к предметам, объектам природного и рукотворного мира. Формировать чувство признательности сотрудникам детского сада (через объяснение и демонстрацию значимости, важности их труда), желание оказать им посильную помощь.

Формировать чувство гордости за свой город (село).

Способствовать развитию ответственного, бережного отношения к окру-жающей природе. Показывать личный пример бережного и заботливого отношения к миру (людям и природе).

4) Способствовать выявлению и поддержанию избирательных инте-ресов, развитию самостоятельной познавательной активности детей в детском саду и дома:

В семье:

определять познавательные предпочтения ребенка путем наблюдений за ним в свободной и игровой деятельности, через анализ содержательной стороны его деятельности, вопросов, просьб.

Внимательно относиться к детским вопросам. Содержательно и образно отвечать на них. Внимательно выслушивать рассказы ребенка о его наблюдениях и размышлениях.

Чрезвычайно деликатно относиться к проявлениям детской фантазии, не высказывая подозрений в умышленной лжи.

Приобретать познавательную литературу, отвечающую познавательным предпочтениям ребенка, и знакомить его с ней. Посещать выставки и музеи.

Начать создавать домашнюю познавательную библиотеку и видеотеку и активно пользоваться ее материалами. Проводить беседы о прочитанном, увиденном и услышанном.

В детском саду:

побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них.

Эмоционально и содержательно рассказывать о том, что находится за пределами непосредственного восприятия ( «Как я провел лето», «Мой выходной день», «Моя коллекция»). Организовывать тематические фотовыставки. Вносить в группу познавательную литературу (полочка умных книг). Использовать тематические коллекции, наборы в работе с детьми ( «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»).

Создавать игровые проблемные ситуации, например:

  • найти животных, живущих в Африке (на севере, на лугу, в море);
  • как будем добираться до места;
  • что возьмем с собой в путешествие;
  • какую еду возьмем (нет холода);
  • как определить свой талисман;
  • определение выбора сувенира из поездки (для друзей, близких).

Максимально учитывать избирательность познавательных интересов детей (по половому признаку — мальчики и девочки; индивидуальным предпочтениям). Подбор художественной литературы, раскрасок, настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Создавать условия, проявлять заинтересованность и помогать детям соби-рать свои первые коллекции. Организовывать в течение года выставки «Мир увлечений» с участием детей, их родителей, сотрудников детского сада, приглашенных гостей. Проводить работу в специально созданных условиях ( «Познавательная игротека»).

За истекшие шесть месяцев активного взаимодейстивя с детьми нам удалось повысить познавательную мотивацию детей по всем показателям.

Выраженность познавательной мотивации на январь 2016-2017 учебного года

(на основе наблюдений за детьми)

Наряду с заметной динамикой познавательной активнойсти детей в значительной степени улучшился эмоциоальный климат в группе, стала разнообразнее тематика игр детей, они стали проявлять больший интерес к творческой деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год