Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром образовательная область «Познание», «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со швейной иглой» для детей старшего дошкольного возраста.
Познание
Автор: Чучукалова Елена Николаевна   
21.11.2017 14:02

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром образовательная область «Познание», «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со швейной иглой» для детей старшего дошкольного возраста.Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром образовательная область «Познание», «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со швейной иглой» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательное частное учреждение «Школа Эрудит»

Чучукалова Е.Н. Воспитатель высшей категории г. Москва 2017 г.

Цель: формирование у детей знаний о швейном производстве.

Задачи:

1. Обучающие:

  • познакомить со швейной иглой и швейными принадлежностями (напёрсток, ножницы, катушки);
  • закрепить знания о видах ткани
  • формировать умение использовать в речи различные типы предложений.

2. Развивающие:

  • активизировать и обогащать словарный запас (металлическая, пластмассовая, острие, игольное ушко; образование глаголов приставочным способом)
  • закрепить умение анализировать, делать выводы, излагать свои мысли

понятно для окружающих;

  • развивать мелкую моторику, глазомер.

Скачать конспект

3. Воспитывающие задачи:

  • вызвать у детей желание научиться шить
  • способствовать позитивному настрою на успех
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа с детьми:

  • экскурсия в ателье: знакомство со швейным производством, с профессией швеи
  • занятие по ознакомлению с видами и свойствами ткани
  • знакомство со швейными принадлежностями (наперсток, катушки, ножницы)
  • разучивание загадок и стихов
  • чтение сказок «Королевство шкатулочки», «Золотая пуговица»
  • участие в проектно-исследовательской работе «Как же сшить для куклы платье? Весь процесс хочу узнать я»

Методы и приёмы:

Игровой (сказочные персонажи-клубочек, иголочка, сюрпризный момент), наглядный (картинки, символы), практическая деятельность детей, словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера), дидактическая игра «Собери ковер-самолёт» из ткани, «Шнуровка», использование художественной литературы – сказки «Королевство шкатулочки», «Золотая пуговица».

Материалы и оборудование:

  • Магнитофон
  • настенная доска
  • ширма
  • нарисованные картинки формат А3 (море из ткани, замок, ножницы)
  • шкатулка из дерева со швейными принадлежностями
  • выставка кукольной одежды, которую сшили родители вместе с детьми
  • шнурки и простейшие трафареты для шнуровки, позволяющие отрабатывать движения для освоения швов
  • трафареты для выкладывания узора из ткани
  • пластмассовые иглы, нитки
  • лоскутки разных тканей
  • фонограмма мелодии.

Структура и методические приёмы:

1. Вводная часть – 3 минуты.

а) чтение стихотворения воспитателем;

б) сюрпризный момент;

в) загадывание загадки об игле.

2. Основная часть — 20 минут.

а) беседа о видах ткани и их применении в швейном деле;

б) дидактическая игра «Собери ковер- самолет из ткани»;

в) чтение стихов о ножницах;

г) повторение правил безопасного пользования ножницами;

д) физкультминутка;

е) знакомство со швейной иглой;

ж) практическое задание «Вдень нитку в ушко иголки»;

з) дидактическая игра «Шнуровка».

3. Заключительная часть – 2 минуты.

а) выставка работ «Одежда для кукол» (выполнена родителями вместе с детьми);

б) обобщение воспитателя;

в) чтение детьми стихов об иголочке-рукодельнице;

г) анализ НОД (о том, какие знания показали дети).

Ход НОД:

Воспитатель: Вы тихонько проходите,

На гостей посмотрите,

Дружно «здравствуйте» скажите.

На места свои садитесь

И работать не ленитесь.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, в которую закатывается клубок.

Воспитатель: Ой, кто это?

Клубочек: Я качусь, качусь, качусь

И немножечко верчусь,

Я пушистый, мягкий, круглый

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго

Тут же прячусь под комод.

Вы меня узнали? (ответы детей). Правильно, я клубочек.

Воспитатель: Клубочек, куда ты торопишься? Что случилось?

Клубочек: Я ищу свою подружку.

Воспитатель: А кто твоя подружка?

Клубочек: А вот отгадайте:

Она маленького роста

Тонкая и острая,

Шьет, вышивает,

Что сошьет- сама не надевает.

Ответы детей: Иголочка

Клубочек: Правильно, я иду искать иголочку- рукодельницу.

Воспитатель: Возьми и нас с собой. Ребята, поможем клубочку?

Клубочек: Ну, тогда в путь!

(звучит фонограмма)

Я качусь, качусь, качусь

Никого я не боюсь.

Я нигде не пропаду

Я иголочку найду!

Воспитатель: И вдруг клубочек остановился.

Клубочек: Ой, смотрю и удивляюсь,

Вроде море расплескалось,

Расплескалось на просторе

Это море, иль не море?

Воспитатель: Да, клубочек, это море. Только море не простое. Ребята, из чего оно? (из ткани) Правильно, это тканевое море. Давайте вспомним какие виды тканей вы знаете. (ответы детей: ситец, фланель, шелк, сатин). Что шьют из ткани? (ответы детей: из легкой ткани шьют платья, юбочки, сарафаны, а из плотной – пальто и теплую одежду).

Клубочек: А про меня вы не забыли? Как же дальше я пойду? Как иголочку найду?

Воспитатель: Ребята, а на чем можно перебраться через море? (ответы детей: на лодке, корабле)

Нет, такое море не переплывешь. Его можно только перелететь на сказочном транспорте. Вы знаете, как он называется? (ковер – самолет).

Задание № 1.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «ковер — самолет», только вот от старости ткань на нем протерлась, и он стал дырявым, чтобы он полетел, его нужно починить. И в этом вам поможет ткань. Нужно подобрать лоскутки ткани на ковре по расцветке и соединить их между собой.

Воспитатель ходит и смотрит, как дети выполняют задание. – А теперь скажите, из какой ткани ваш ковер – самолет? (ответы детей). Правильно определили, молодцы. Посмотрите на коврики друг друга, понравились они вам?

Воспитатель: Молодцы!

Очень быстрыми вы оказались,

Наверное, много тренировались?

Готов ковер наш самолет,

Он нас дальше понесет.

Через море ткани перелетели и отправились дальше.

(звучит фонограмма)

Клубочек поет свою песенку: Я качусь, качусь, качусь

Никого я не боюсь.

Я нигде не пропаду

Я иголочку найду!

(вдруг клубочек остановился).

Клубочек: Ой, что стоит здесь на пути и мешает нам пройти?

Воспитатель: Чтобы узнать, нужно отгадать загадку:

Два кольца, два конца

А посередине гвоздик.

(ответы детей: ножницы)

Воспитатель открывает картинку с нарисованными ножницами.

Воспитатель: Помните, мы учили стихи о ножницах. Кто может рассказать?

Ребенок: Ножницы – инструмент бывалый

Не большой и не малый.

У него полно забот,

Он и режет, и стрижет.

Воспитатель: А какое есть замечательное свойство у ножниц? (ответы детей).

Правильно, они легко режут бумагу и ткань. Об этом даже есть стихотворение. Кто прочитает его?

Ребенок: Ножницы раскрыли пасть

Что в нее мы будем класть?

В нее бумагу будем класть.

Бумага в этой пасти разрежется на части.

Раз, раз, раз, раз – листок разрезался у нас.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как пользоваться ножницами?

(ответы детей).

Правила по технике безопасности:

  • ножницы следует класть на видное место с сомкнутыми лезвиями
  • старайтесь их не ронять. Падая на пол, они могут вас поранить
  • не берите их в рот, не размахивайте перед лицом
  • передавать ножницы нужно кольцами вперёд.

Воспитатель: Ребята, о ножницах мы рассказали

И ножницы нам дальше путь указали.

А путь наш лежит через лес.

(физкультминутка)

Дети встают возле столов.

Воспитатель: Мы лесами шли густыми,

И оврагами крутыми,

Где и птица не летала,

Где и зверя не бывало.

Там в дупле большой осины

Поселился рой пчелиный,

Вылетают по одной,

Вдруг ужалят нас с тобой.

Клубочек, все препятствия мы преодолели, пойдём дальше.

(звучит фонограмма).

Клубочек: Я качусь, качусь, качусь

Никого я не боюсь.

Я нигде не пропаду,

Я иголочку найду!

Воспитатель: И привела нас дорожка в королевство. А кто же здесь живёт?

Смотрите, кто это в окошке? (ответы детей – иголочка). Так вот где живёт иголочка.

Клубочек: Ура! Я нашёл свою подружку1

Побегу к ней побыстрей,

Обниму её скорей!

До свидания, ребята. Спасибо за помощь. (дети прощаются с Клубочком).

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами войдем в королевство и поближе со всеми познакомимся. Здесь живет Иголочка и её помощники – швейные принадлежности. (Предлагает детям рассмотреть муляж иглы). Игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие, потому что он очень острый. А это игольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок ручки. А у иглы ушко. Для чего игле ушко? (ответы детей). Верно, сюда вдевается нитка. Ведь иголка без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Вдеть нитку в иголку – особое умение. Оно требует сноровки. Сейчас вы попробуете себя в этом деле.

Практическое задание №2. Вдеть нитку в ушко иголки.

(Воспитатель раздает детям пластмассовые иголочки и ниточку. Показ и объяснение работы).

Воспитатель: Иголочки делают из разного материала: из метала, пластмассы. Если иголочка сделана из металла, как она будет называться? А из пластмассы? (ответы детей). А у вас иголочки какие? (пластмассовые). (Дети выполняют задание). Молодцы! Ловкие у вас ручки. А что может делать иголочка с ниточкой? (шить). А если одежда порвалась? (зашить). А если пуговица оторвалась? (пришить). А ещё можно вышивать. Только надо запомнить одно правило – иголка после работы любит возвращаться в свой домик, который называется игольницей. Игольницы бывают разными. (показать разные варианты). А если домика у неё нет, она становится опасной: упадет куда-нибудь, и не отыскать её. Так что после задания все иголочки уберем в шкатулку. (воспитатель пересчитывает иголочки). А сейчас выполним такую работу. (Воспитатель раздает детям трафареты для шнуровки и шнурки).

Задание №3. «Шнуровка».

Воспитатель: представим себе, что жесткий кончик шнурка – это иголочка. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать шнурок в отверстия. Вот так. (показываю, как надо шить швом «вперед иголку».) Молодцы, у всех получилось. Посмотрите, а ваши соседи справились? (проверка выполненного задания). Ребята, а теперь давайте познакомимся с помощниками Иголочки. (достаёт напёрсток, читает загадку: «на пальце одном, ведёрко верх дном», может кто-нибудь из вас знает. Как такой колпачок называется? (ответы детей).

Воспитатель: Верно, наперсток. Слово наперсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. Для чего нужен наперсток? Он оберегает палец от уколов иголочкой; проталкивает иголочку вперёд. Когда ткань очень плотная, и нужно на иголочку сильно надавить. (показываю катушки с нитками). Это катушки. Про них мы тоже знаем, без нитки иголка ничего не может.

Выставка работ. (изделия выполнены родителями вместе с детьми).

Воспитатель: Видите, сколько прекрасных работ выполнено иголочкой и ее помощниками. Когда они попадают в умелые руки, то творят чудеса. А без умелых рук иголочка никакая не рукодельница, а самая обыкновенная швейная игла. Ребята, а вы хотите так же научиться шить и вышивать? Я обязательно вас этому научу. А сейчас Лиза и Диана расскажут нам стихи об иголочке.

Ребенок: Наша тетушка игла

Строчку по полю вела,

Строчка в строчку.

Строчка в строчку,

Платье будет вашей дочке.

Ребенок: Целый день сегодня шью,

Я одела всю семью.

Получайте ребятишки –

Платья, кофточки, штанишки.

Вывод.

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. С кем мы сегодня с вами познакомились? Кто помог нам добраться до королевства? А знаете, почему вы смогли преодолеть этот путь, потому что вы были внимательны, правильно выполняли все задания, помогали друг другу, молодцы. Мы на занятии узнали много интересного о игле и швейных принадлежностях. И пришли к выводу, что только в умелых руках они творят чудеса.

Библиография.

  1. Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М.: Мозаика – синтез, 2010.
  2. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – М.: Учебная литература, 2007.
  4. Малышева А.Н. работа с тканью. (старшая и подготовительная группы. Ярославль, Академия развития, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год