Познание | |||
Автор: Чучукалова Елена Николаевна | |||
21.11.2017 14:02 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром образовательная область «Познание», «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со швейной иглой» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательное частное учреждение «Школа Эрудит» Чучукалова Е.Н. Воспитатель высшей категории г. Москва 2017 г. Цель: формирование у детей знаний о швейном производстве. Задачи: 1. Обучающие:
2. Развивающие:
понятно для окружающих;
3. Воспитывающие задачи:
Предварительная работа с детьми:
Методы и приёмы: Игровой (сказочные персонажи-клубочек, иголочка, сюрпризный момент), наглядный (картинки, символы), практическая деятельность детей, словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера), дидактическая игра «Собери ковер-самолёт» из ткани, «Шнуровка», использование художественной литературы – сказки «Королевство шкатулочки», «Золотая пуговица». Материалы и оборудование:
Структура и методические приёмы: 1. Вводная часть – 3 минуты. а) чтение стихотворения воспитателем; б) сюрпризный момент; в) загадывание загадки об игле. 2. Основная часть — 20 минут. а) беседа о видах ткани и их применении в швейном деле; б) дидактическая игра «Собери ковер- самолет из ткани»; в) чтение стихов о ножницах; г) повторение правил безопасного пользования ножницами; д) физкультминутка; е) знакомство со швейной иглой; ж) практическое задание «Вдень нитку в ушко иголки»; з) дидактическая игра «Шнуровка». 3. Заключительная часть – 2 минуты. а) выставка работ «Одежда для кукол» (выполнена родителями вместе с детьми); б) обобщение воспитателя; в) чтение детьми стихов об иголочке-рукодельнице; г) анализ НОД (о том, какие знания показали дети). Ход НОД: Воспитатель: Вы тихонько проходите, На гостей посмотрите, Дружно «здравствуйте» скажите. На места свои садитесь И работать не ленитесь. Сюрпризный момент: Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, в которую закатывается клубок. Воспитатель: Ой, кто это? Клубочек: Я качусь, качусь, качусь И немножечко верчусь, Я пушистый, мягкий, круглый Есть и хвост, но я не кот, Часто прыгаю упруго Тут же прячусь под комод. Вы меня узнали? (ответы детей). Правильно, я клубочек. Воспитатель: Клубочек, куда ты торопишься? Что случилось? Клубочек: Я ищу свою подружку. Воспитатель: А кто твоя подружка? Клубочек: А вот отгадайте: Она маленького роста Тонкая и острая, Шьет, вышивает, Что сошьет- сама не надевает. Ответы детей: Иголочка Клубочек: Правильно, я иду искать иголочку- рукодельницу. Воспитатель: Возьми и нас с собой. Ребята, поможем клубочку? Клубочек: Ну, тогда в путь! (звучит фонограмма) Я качусь, качусь, качусь Никого я не боюсь. Я нигде не пропаду Я иголочку найду! Воспитатель: И вдруг клубочек остановился. Клубочек: Ой, смотрю и удивляюсь, Вроде море расплескалось, Расплескалось на просторе Это море, иль не море? Воспитатель: Да, клубочек, это море. Только море не простое. Ребята, из чего оно? (из ткани) Правильно, это тканевое море. Давайте вспомним какие виды тканей вы знаете. (ответы детей: ситец, фланель, шелк, сатин). Что шьют из ткани? (ответы детей: из легкой ткани шьют платья, юбочки, сарафаны, а из плотной – пальто и теплую одежду). Клубочек: А про меня вы не забыли? Как же дальше я пойду? Как иголочку найду? Воспитатель: Ребята, а на чем можно перебраться через море? (ответы детей: на лодке, корабле) Нет, такое море не переплывешь. Его можно только перелететь на сказочном транспорте. Вы знаете, как он называется? (ковер – самолет). Задание № 1. Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе лежит «ковер — самолет», только вот от старости ткань на нем протерлась, и он стал дырявым, чтобы он полетел, его нужно починить. И в этом вам поможет ткань. Нужно подобрать лоскутки ткани на ковре по расцветке и соединить их между собой. Воспитатель ходит и смотрит, как дети выполняют задание. – А теперь скажите, из какой ткани ваш ковер – самолет? (ответы детей). Правильно определили, молодцы. Посмотрите на коврики друг друга, понравились они вам? Воспитатель: Молодцы! Очень быстрыми вы оказались, Наверное, много тренировались? Готов ковер наш самолет, Он нас дальше понесет. Через море ткани перелетели и отправились дальше. (звучит фонограмма) Клубочек поет свою песенку: Я качусь, качусь, качусь Никого я не боюсь. Я нигде не пропаду Я иголочку найду! (вдруг клубочек остановился). Клубочек: Ой, что стоит здесь на пути и мешает нам пройти? Воспитатель: Чтобы узнать, нужно отгадать загадку: Два кольца, два конца А посередине гвоздик. (ответы детей: ножницы) Воспитатель открывает картинку с нарисованными ножницами. Воспитатель: Помните, мы учили стихи о ножницах. Кто может рассказать? Ребенок: Ножницы – инструмент бывалый Не большой и не малый. У него полно забот, Он и режет, и стрижет. Воспитатель: А какое есть замечательное свойство у ножниц? (ответы детей). Правильно, они легко режут бумагу и ткань. Об этом даже есть стихотворение. Кто прочитает его? Ребенок: Ножницы раскрыли пасть Что в нее мы будем класть? В нее бумагу будем класть. Бумага в этой пасти разрежется на части. Раз, раз, раз, раз – листок разрезался у нас. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как пользоваться ножницами? (ответы детей). Правила по технике безопасности:
Воспитатель: Ребята, о ножницах мы рассказали И ножницы нам дальше путь указали. А путь наш лежит через лес. (физкультминутка) Дети встают возле столов. Воспитатель: Мы лесами шли густыми, И оврагами крутыми, Где и птица не летала, Где и зверя не бывало. Там в дупле большой осины Поселился рой пчелиный, Вылетают по одной, Вдруг ужалят нас с тобой. Клубочек, все препятствия мы преодолели, пойдём дальше. (звучит фонограмма). Клубочек: Я качусь, качусь, качусь Никого я не боюсь. Я нигде не пропаду, Я иголочку найду! Воспитатель: И привела нас дорожка в королевство. А кто же здесь живёт? Смотрите, кто это в окошке? (ответы детей – иголочка). Так вот где живёт иголочка. Клубочек: Ура! Я нашёл свою подружку1 Побегу к ней побыстрей, Обниму её скорей! До свидания, ребята. Спасибо за помощь. (дети прощаются с Клубочком). Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами войдем в королевство и поближе со всеми познакомимся. Здесь живет Иголочка и её помощники – швейные принадлежности. (Предлагает детям рассмотреть муляж иглы). Игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие, потому что он очень острый. А это игольное ушко. У столов есть ножки, у дверей и сумок ручки. А у иглы ушко. Для чего игле ушко? (ответы детей). Верно, сюда вдевается нитка. Ведь иголка без нитки ничего не может: разве что дырочки прокалывать. Вдеть нитку в иголку – особое умение. Оно требует сноровки. Сейчас вы попробуете себя в этом деле. Практическое задание №2. Вдеть нитку в ушко иголки. (Воспитатель раздает детям пластмассовые иголочки и ниточку. Показ и объяснение работы). Воспитатель: Иголочки делают из разного материала: из метала, пластмассы. Если иголочка сделана из металла, как она будет называться? А из пластмассы? (ответы детей). А у вас иголочки какие? (пластмассовые). (Дети выполняют задание). Молодцы! Ловкие у вас ручки. А что может делать иголочка с ниточкой? (шить). А если одежда порвалась? (зашить). А если пуговица оторвалась? (пришить). А ещё можно вышивать. Только надо запомнить одно правило – иголка после работы любит возвращаться в свой домик, который называется игольницей. Игольницы бывают разными. (показать разные варианты). А если домика у неё нет, она становится опасной: упадет куда-нибудь, и не отыскать её. Так что после задания все иголочки уберем в шкатулку. (воспитатель пересчитывает иголочки). А сейчас выполним такую работу. (Воспитатель раздает детям трафареты для шнуровки и шнурки). Задание №3. «Шнуровка». Воспитатель: представим себе, что жесткий кончик шнурка – это иголочка. Она тянет за собой ниточку. Будем продевать шнурок в отверстия. Вот так. (показываю, как надо шить швом «вперед иголку».) Молодцы, у всех получилось. Посмотрите, а ваши соседи справились? (проверка выполненного задания). Ребята, а теперь давайте познакомимся с помощниками Иголочки. (достаёт напёрсток, читает загадку: «на пальце одном, ведёрко верх дном», может кто-нибудь из вас знает. Как такой колпачок называется? (ответы детей). Воспитатель: Верно, наперсток. Слово наперсток происходит от старинного слова перст. Так раньше называли палец. Для чего нужен наперсток? Он оберегает палец от уколов иголочкой; проталкивает иголочку вперёд. Когда ткань очень плотная, и нужно на иголочку сильно надавить. (показываю катушки с нитками). Это катушки. Про них мы тоже знаем, без нитки иголка ничего не может. Выставка работ. (изделия выполнены родителями вместе с детьми). Воспитатель: Видите, сколько прекрасных работ выполнено иголочкой и ее помощниками. Когда они попадают в умелые руки, то творят чудеса. А без умелых рук иголочка никакая не рукодельница, а самая обыкновенная швейная игла. Ребята, а вы хотите так же научиться шить и вышивать? Я обязательно вас этому научу. А сейчас Лиза и Диана расскажут нам стихи об иголочке. Ребенок: Наша тетушка игла Строчку по полю вела, Строчка в строчку. Строчка в строчку, Платье будет вашей дочке. Ребенок: Целый день сегодня шью, Я одела всю семью. Получайте ребятишки – Платья, кофточки, штанишки. Вывод. Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. С кем мы сегодня с вами познакомились? Кто помог нам добраться до королевства? А знаете, почему вы смогли преодолеть этот путь, потому что вы были внимательны, правильно выполняли все задания, помогали друг другу, молодцы. Мы на занятии узнали много интересного о игле и швейных принадлежностях. И пришли к выводу, что только в умелых руках они творят чудеса. Библиография.
|