Сообщение из опыта работы по самообразованию «Музейная педагогика» |
Познание | |||
Автор: Игнатова Ольга Викторовна | |||
04.11.2017 21:43 | |||
Сообщение из опыта работы по самообразованию «Музейная педагогика» 1СЛАЙД. Здравствуйте! Я – воспитатель детского сада №2, Игнатова Ольга Викторовна; хочу представить Вам опыт своей работы, проведённой мною над проектом «Организация мини- музея в дошкольном учреждении». «В результате проведения диагностики детей в МБДОУ, было выявлено, что у большинства детей не достаточно высокий уровень познавательной активности. Становление ребёнка как самостоятельной и инициативной личности способствует организация занятий в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Поэтому возникла необходимость внедрения инновационных форм работы, обеспечивающих повышение уровня развития познавательной активности у детей.
Идея создания мини-музеев в детском саду возникла после того, как дети, посещающие городской музей и выставочный зал, стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций. Коллекции, создаваемые в группах, достигли больших размеров и требовали систематизации имеющегося материала. 2 СЛАЙД. И как настоящий экскурсовод мини – музея, свою экскурсию я начинаю со слов: Приходите в гости к нам Всех друзей зовём в музей, 3 СЛАЙД. Мы, педагоги, должны создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества, что является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам, в решении такой задачи, приходит музейная педагогика. Музейная педагогика — научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и ребенка. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери. 4 СЛАЙД. Существует огромное разнообразие видов мини – музеев. Они могут быть посвящены патриотическому воспитанию, определённому выбранному предмету, так например как мини – музей пуговицы, или же более объёмной теме – игрушки, колокольчики, ложки и так далее. Выбранная тема для создания мини – музея охватывает и историю его образования, и разнообразие видов экспонатов. 5 СЛАЙД. Инновационная деятельность. Создание мини-музея в группе – это результат совместного взаимодействия, работы детей с родителями и воспитателем. У детей развивается интерес в создании разных экспонатов для мини-музеев. А раз у детей появляется интерес, воспитание становится более интересным, эффективным. Благодаря тому, что ребёнок наравне со взрослыми создаёт мини-музей, он для него становится родным. Ребёнок с гордостью рассказывает о своём экспонате, придумывает свои истории, у детей развивается чувство гордости за своё творение. В нашем детском саду мною создан мини-музей «Кошкин дом». 6 СЛАЙД. Создание мини-музея в группе – это результат совместного взаимодействия, работы детей с родителями и воспитателем. У детей развивается интерес в создании разных экспонатов для мини-музеев. Создавая экпонаты своими руками, — у детей развивается чувство гордости за своё творение. Благодаря тому, что ребёнок наравне со взрослыми создаёт мини-музей, он для него становится родным. 7 СЛАЙД, Аспекты деятельности мини-музея Формы деятельности:
8 Слайд. Цель создания мини-музея «Кошкин дом» Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями. И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. 9 СЛАЙД, Мини-музеи можно создавать в групповых комнатах или в специально отведённом для их создания помещении. К сожалению, в нашем детском саду невозможно отвести определённую комнату для мини-музея, именно поэтому я организовала его в групповой комнате нашего детского сада. Для этого мы выделили в уголке природы несколько полок. Основное условие для мини-музея – это доступность всех экспонатов для детей. 10 СЛАЙД, Почему именно кошки? Общение с домашними питомцами очень полезно для детей: ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животными. В современном обществе как раз то и не хватает положительных переживаний. В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту. В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Кошки учатся видеть естественную красоту. Ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают психо — эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных, необходима детям, и особенно когда взрослым так не хватает времени и сил даже на общение с собственным ребенком. Нет, мы не призываем покупать животное как замену родительской любви, но иногда так приятно просто пообщаться с пушистиком. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку (и мальчики, и девочки), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью. Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок учится доброте, любви и бережному отношению ко всему живому, чего, согласитесь, нашему обществу порой так недостает. Благодаря нашему музею мы можем компенсировать у детей нехватку общения с домашними животными через общение и игры с экспонатами нашего музея. Дети могут переместить свою нехватку в общении с живыми животными на игрушки. А взрослые помогут и расскажут о повадках и привычках. 11 СЛАЙД. Задачи нашего мини – музея вы сейчас видите на экране, хочу только озвучить, самые значимые из них по- моему мнению:
12 СЛАЙД. Этапы создания мини – музея сейчас вы видите перед собой на экране. Подготовительный этап содержит в себе определение целей и задач Практический этап включает в себя самую продолжительную часть работы. Сбор экспонатов. Оформление выставки. Пополнение предметно – развивающей среды. Проведение наблюдений и экскурсий. Беседы о кошках. Чтение и рассматривание художественной литературы и энциклопедий о кошках. Заключительный. Открытие музея. Создание презентации 13 СЛАЙД, Разделы мини-музея, особенности использования. «Игротека».
14 СЛАЙД. «Сами своими руками». Данный раздел посвящён различным экспонатам, сделанным своими руками, руками родителей. Данные экспонаты тоже очень близки нашим детям; они рассказывают как их создавали, рисовали, мастерили, придумывая всяческие истории о своих творениях. 15 СЛАЙД. «Галерея»
16 СЛАЙД, «Библиотека».
17 СЛАЙД. «Картотека подвижных игр». Представлены подвижные игры для детей с главными персонажами – кошками. 18 СЛАЙД. ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
19 СЛАЙД. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Благодаря активной творческой работе родителей воспитанников, значительно пополнилось количество экспонатов мини – музея. 20 СЛАЙД. Предполагаемые результаты: Работа в мини музее «Кошкин дом» показала, что дети владеют знаниями об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания кошки; знаниями о безопасном поведении с кошкой; владеют элементарными навыками продуктивной деятельности; владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи; проявляют заботливое и ответственное отношение к домашним животным 21 СЛАЙД. Влияние мини – музея на области развития.
22 СЛАЙД. Закончить свою презентацию я бы хотела отрывков стихотворения неизвестного автора Для счастья есть много условий на свете Любить и любимой быть в мире людей Уроки, затеи не будут напрасны
|