Исследовательский проект "Загадочный ветер" |
Познание | |||
Автор: Гайнетдинова Олеся Камилевна | |||
24.09.2017 04:26 | |||
Исследовательский проект "Загадочный ветер" Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой», и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы — ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах. Задачи:
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
Объект исследования: ветер. Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания». Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями. Этапы проектной деятельности 1 ЭТАП – подготовительный. Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности. 2 ЭТАП – реализация проекта. Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром. Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму. В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер. С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра — сильный и слабый. Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер». Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре. Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться. В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо — плохо». Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные — переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром — пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…». В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина». На организованной образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу», кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево! Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?». Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?». Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, … С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией. Наклоняется трава. Наш цветной воздушный змей Знают взрослые и дети: Кисилева Т. Он летит издалека, Может ласково подуть, Шемякина Н. На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер». Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой), касаясь, их «размораживает». Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена. Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол», цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня», «Веселые колобки», «Снегопад» и «Листопад», «Кто быстрее?». На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я — капитан». Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот. С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов. Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе. 3. ЭТАП – итоговый. В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд — плакат «Сила ветра», в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки. Заключение В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений — ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде. В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.
|