Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием технологии Савенкова А.И. Тема: «Камень»
Познание
Автор: Долгий Лилия Михайловна   
15.08.2017 15:31

Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием технологии Савенкова А.И. Тема: «Камень»Конспект исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием технологии Савенкова А.И. Тема: «Камень»

воспитатель I категории Долгий Лилия Михайловна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале.

Цель: развитие начальной компетенции у детей, исследовательских способностей и умений.

Задачи:

Скачать презентацию

Образовательные:

  • познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности
  • развивать исследовательские способности детей, обучая использованию различных приемов добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
  • познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности; учить выделять и называть свойства и особенности камней.

Развивающие:

  • обучать приемам исследовательской деятельности через опыты и экспериментирования
  • принимать участие в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно слушать собеседников
  • активизировать словарь детей; развивать доказательную речь, умение использовать сложные распространенные предложения

Воспитательные:

  • воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, применять свои знания при решении проблемных ситуаций

Речевые:

  • обогащать, активизировать и актуализировать словарь
  • формировать грамматический строй речи.

Здоровье сберегающие:

  • обеспечение эмоционального благополучия в процессе детской деятельности, своевременная смена статического положения детей
  • укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, набор камней, схемы-карточки с описанием свойств камней. Материал для опытно-исследовательской работы: ёмкости с водой, лупы, разнообразные камни, сачки, белые халаты, подносы, пластиковые тарелки, энциклопедии, медали, мантии ученых.

Предполагаемый результат:

  • у детей развитие сформированы навыки начальной компетенции, исследовательских способностей и умений
  • дети умеют составлять общую схему исследовательской деятельности
  • активизированы исследовательские способности детей
  • используют различные приемы добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска получения знаний
  • дети познакомились с разнообразием камней по форме, размерам, цветовой гамме, прочности
  • выделяют и называют свойства и особенности камней.

Ход

слайд 1 (лаборатория)

Дети входят в группу, их встречает воспитатель (в халате).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать, в нашу исследовательскую лабораторию. Меня зовут Лилия Михайловна. Сегодня мы будим заниматься исследованиями. Я буду научным руководителем, а вы мои коллеги. Для это нам предстоит надеть халаты и превратиться в ученых, которые исследуют окружающий мир. Уважаемые коллеги хочу напомнить, что в нашей лаборатории есть правила, которые необходимо соблюдать (не шуми, умей договариваться с товарищами, умей вовремя закончить работу). И так, уважаемые коллеги, присаживайтесь, пожалуйста. С помощью загадки мы определим тему нашего исследования. Послушайте внимательно.

Загадка.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли у дороги ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-в ладошке лежать.
Тяжелый, большой — одному не поднять.

(Камень)

Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем исследовать.

(на слайде 2 картинка с изображением камня). Камень.

Наша задача — найти как можно больше информации о камнях.

Давайте подумаем, что вы знаете о камнях? (выставить карточку «подумать самому»)

А где еще можно найти информацию? В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы.

Молодцы вы назвали много источников.

А сегодня мы с вами будем искать информацию в четырех источников: «прочитать в книге», «понаблюдать», «узнать в интернете», «спросить у другого человека».

Предлагаю вам подойти к столу и взять по одной карточке, с помощью которой вы сможете найти себе пару для исследований и определите место работы.

Первая пара с карточкой — компьютер, подходят к компьютеру, ищут информацию о камне и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Вторая пара с карточкой — ученого, спрашивают информацию у других гостей, присутствующих на мероприятии и фиксируют полученную информацию, с помощью схематических рисунков.

Третья пара с карточкой — найти в книге, подходят к столу с энциклопедиями и ищут информацию в них.

Время работы ограничено, вам необходимо закончить работу во время, отведенное песочными часами.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель подходит к каждому столу и помогает детям.

После того как время вышло, воспитатель предлагает детям ещё один источник информации: проведем эксперимент.

Дети подходят с воспитателем к столу.

Что можно сделать с водой и камнем.

А сейчас ребята мы с вами узнаем еще несколько свойств камня и проведем интересные опыты: определим температуру и плавучесть, изучим поверхность камней.

Воспитатель: Возьмите по одному камню в каждую руку, с помощью пальцев обследуйте поверхность. Что вы можете сказать, какая она? (Ответы детей) Гладкие камни это морские камни, положите их в ладошки и попробуйте перемешать, так же как в море, камни трутся друг об друга и сглаживают углы.

Теперь один камень опустите в воду, а камень, который остался, сожмите в ладошке, посмотрите, какой камень в воде. Почему? (ответы детей)

Теперь с помощью сачка достаньте камень из воды и приложите оба камня к щекам, в чём разница мокрого и сухого камня? (Ответы детей) Давайте попробуем согреть камни.

Как мы можем это сделать?

Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3-4 раза)

Какой камень согрелся больше и почему?

Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Температура камня меняется под воздействием температуры окружающей среды.

Что ещё происходит с камнем, когда мы его опускаем в воду? (Ответы детей) Опускают камни в воду, наблюдают, как камни тонут, что произошло? (утонули), делают вывод, что все камни тонут. Почему? (Камень тяжелее воды). Возьмите и опустите в воду вот этот камень (пемза), что с ним произошло? (опустили и наблюдают, не тонет). Как вы думаете, почему не тонет? (Ответы лёгкий, пористый). Оказывается в природе существуют камни, которые не тонут. Ребята это камень называется Пемза, образовалась она во время извержения вулкана. Самый легкий камень – пемза. Она образуется из застывших газов, поэтому она такая пористая (слайд 3 вулкан), вот так в природе появляются камни, которые не тонут. Пемза используется человеком в строительстве и в быту.

Теперь коллеги, с вашими картами пройдите в наш кабинет.

В течение всего исследования мы с вами собирали информацию о камнях, проводили опыты, наблюдали. Давайте расскажем, что мы узнали. В этом вам помогут карты исследователя, которые заполняли в течение всей исследования.

Что интересного вы узнали в книге. Выходите, расскажите.

Дети рассказывают.

Что интересного вы узнали в презентации?

Что интересного узнали в ходе наблюдений.

Что узнали у взрослых?

И так коллеги, камни бывают разные (слайд 4, 5 и тд. обобщение):

большие и маленькие, с разнообразной поверхностью, тяжелые и легкие, могут принимать и отдавать тепло, могут менять цвет в зависимости от окружающей среды. Люди научились широко использовать камень в своей жизни, из камня строят мосты и дома, изготавливают различные украшения и даже посуду и мебель. Существует огромное количество разнообразных памятников созданных из камня. Вот он, какой наш камень ветер на него дует, вода его мочит, а люди его ценят, ведь он могуч и прочен.

Вот, ребята, и подошло к концу наше с вами исследование. Мы справились с нашей задачей (ответы детей). Мне очень интересно было с вами работать, мы узнали много нового, а какая информация вас сегодня удивила? На память о нашем исследовании у меня есть для вас сюрприз (мешок с камешками, на которых изображены животные). Вот ребята на камнях ещё можно рисовать. Спасибо вам большое, ребята! До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год