Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?» |
Познание | |||
Автор: Богомолова Светлана Владимировна | |||
11.08.2017 23:19 | |||
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?» Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы) Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района Паспорт проекта
Актуальность
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Тема совместной деятельности: «Что за чудо — магнит?» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. Задачи:
Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему? Предполагаемый результат:
Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы. Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения. Информационные технологии: интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»), «Лунтик» (серия 158 «Магнит»), «Путешествие Гулливера» Д.Свифт. Практическая значимость проекта В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. I этап: подготовительный.
II этап: введение детей в проблемную ситуацию. Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами. С детьми составляется план совместной деятельности. Календарно-тематическое планирование с16января по20 января. III этап: основной — реализация проекта. Понедельник 16 января. ООД «Знакомство с магнитами» Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?» Вторник 17 января. Определение металлических предметов дома. Создание уголка «Знайка». Среда 18 января. Опыт№1 «Чудеса со скрепками» Опыт№2 «Как выйти сухим из воды». ООД аппликация «Цветочная поляна». Рассматривание декоративных магнитов. Четверг 19 января. Знакомство с компасом. Репетиция показа магнитного театра малышам. Пятница 20 января. Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы. IV этап: заключительный. Показ магнитного театра «Цветочная поляна» Используемая литература.
Приложение.
Приложение 1 Вопросы для анкетирования родителей.
Приложение 2 Конспект организационно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе. Тема «Магнит и его свойства» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие. Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: познакомить с понятием «магнит»; сформировать представления о свойствах магнита; актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком; формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения; воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Ход. Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке? Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит». Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами. Опыт «Все ли притягивает магнит?» Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина). Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы. Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?» Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки. Педагог: А может магнит действовать через другие материалы? Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу. В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду. Задачка на сообразительность. Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита. Опыт «Взаимодействие двух магнитов». Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным), а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса. Опыт «Магниты действуют на расстоянии». Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем». Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу». Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно. Подведение итогов. Педагог: что нового мы сегодня узнали? Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться. Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома? Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит? Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм». Приложение 3 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
Уважаемые родители! ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
|