Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Интерактивный досуг "День меда" |
Познание | |||
Автор: Неуступова Екатерина Сергеевна | |||
16.06.2017 20:29 | |||
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Интерактивный досуг "День меда" Сценарный план интерактивного досуга «День меда» Дети входят в зал под музыку Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить об очень вкусном и полезном продукте. Слайд 2 (видео Винни-Пух) Слайд 3 Ведущий: Догадались, о каком продукте пойдет речь? Конечно же, о меде. Ребята, а кто из вас знает, что такое мед? (Ответы детей). Мёд образуется путём тщательной обработки нектара цветущих расте-ний пчелиной семьёй. Для того чтобы получить 100 гр. мёда (показ баночки с медом) пчёлы должны облететь и посетить 1 000 000 цветков, преодолев расстояние в 450 тысяч километров. По данным ра-диоизотопных методов исследования учёные установили, что пчела как биологический вид имеет при-близительный возраст 50 млн. лет!
Слайд 4 Ведущий: С цветов пчелки собирают нектар хоботком. В зобике пчёл нектар насыщается веществами, которые превращают нектар цветков в мёд. Пыльцу пчелы собирают в специальные мешочки — корзи-ночки на задних лапках. Пчелы несут мед в восковые соты, построенные заранее. В них нектар допол-нительно перерабатывается, превращается в мёд и хранится. Для защиты от влаги и засорения после заполнения мёдом пчелы запечатывают ячейки восковыми крышечками. Слайд 5 Дикие пчелы живут, а для разведения домашних пчел люди строят специальные домики – УЛЬИ. Место, где находится много ульев называется ПАСЕКА. Слайд 6 Ведущий: Мёд применялся ещё первобытным человеком. О мёде писали древние мудрецы. Использо-вали мёд и в Древнем Египте. Учеными – археологами (Кто такие?) были найдены древние наскальные рисунки с изображениями пчел и меда. Богата и древнерусская история мёда. Начинали его использовать ещё древние бортники (люди, кото-рые занимались пчеловодством). Имена Дебора, Дора, Дорофей происходят от слова "дебор" (древне-евр. мёд). В XII веке было опубликовано сочинение внучки Владимира Мономаха Евлампии "О мёде". Помните былину о богатыре Илье Муромце? Сидел он на печи 30 лет и 3 года, потому, что болел. Так вот по преданиям, богатырь Илья Муромец слез с печи, только когда выпил лечебного медвяного питья. У императрицы Екатерины II на личной печати было изображение ульев с пчелами. Интересно, что в России пчелиный рой ценился в полгривны, тогда как целая лошадь стоила всего 3 гривны. В 19 веке мёд являлся официальным лекарственным средством, как современные таблетки. Его назначали боль-ным врачи. Ведущий: Мед, воск и другие продукты пчеловодства благоприятно влияют на человеческий организм и обладают лечебными свойствами. Как вы думаете, почему мед называют жидким золотом природы? Именно мед и другие продукты жизнедеятельности пчел укрепляют иммунитет человека, стимулируют аппетит, успокаивают и заживляют раны, помогают сбросить лишние килограммы. Слайд 7 Ведущий: Сейчас, ребята, мы с вами немного познакомимся с продуктами жизнедеятельности труже-ниц-пчел. Как вы думаете, что изображено на этом слайде? (Ответы детей). Да, верно, ребята, это воск. Пчелиный воск производят пчёлы младших возрастов, при этом воск выделяется у них на брюшке в виде белёсых пластинок. Выделившийся воск пчёлы используют для строительства сотов, иногда для уплотнения элементов гнезда. Свежий воск, появляющийся в гнезде весной обычно имеет белый цвет. Воск используемый для строительства сот в более поздние периоды имеет выраженный жёлтый цвет, иногда до коричневого. Второй по назначению продукт пчеловодства — это воск, который обладает множеством бактерицидных свойств. Воск используют для лечения ран и ожогов, воспалительных процессов на коже, при лечении язв. Посмотрите, где может еще применяться пчелиный воск. Слайд 8 Ведущий: Следующий продукт – пыльца. Ее еще называют Пчели́ная обно́жка. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Верно, на предыдущем слайде вы видели кармашек – корзинку на ножке пчелы, куда она соби-рает пыльцу цветов. В этом карманчике пыльца склеивается при помощи специальных веществ, кото-рые находятся в этой корзинке. Пыльцу заготавливают для выработки воска, маточного молочка, а также для того, чтобы было чем кормить всю пчелиную семью. Мед-это первое блюдо для пчел, а вот пыльца занимает второе почетное место. В ней имеются все не-обходимые для человека жиры и ферменты, минеральные вещества. Слайд 9 Ведущий: А это – прополис — смолистое вещество от коричневого до тёмно-зелёного цвета, вырабатывае-мое пчёлами для замазывания щелей, санитарной обработке ячеек сот. Прополис — это клейкие веще-ства, которые пчёлы собирают с весенних почек деревьев (тополь, ольха, берёза и др.) и обрабатывают их. Прополис еще называют «Пчелиным клеем» Прополис подавляет активность и убивает бактерии и вирусы, замедляет рост некоторых из них, обез-вреживает яды, помогает заживлению ран. Слайд 10 Ведущий: Забрус – восковая крышечка, которой пчелы запечатывают каждую соту. Забрус очень поле-зен для кишечника, С помощью него лечат ангину, стоматит. При регулярном пережевывании не только укрепляются десны, но и снимается зубной налет и камень. Вот почему его называют любимым продуктом стоматологов. Слайд 11 Ведущий: Перга́, иначе называемая «пчелиный хлеб» — это пыльца-обножка, собранная пчёлами с цвет-ков растений, сложенная и утрамбованная в соты, залитая сверху мёдом. Она хорошо укрепляет иммунитет, повышает общий тонус, физическую и умственную деятельность. Перга омолаживает все системы организма, стимулирует сердечную мышцу, повышает уровень гемо-глобина, способствует заживлению тканей после травм. Также этот удивительный продукт снижает холестерин, улучшает функции эндокринной и нервной систем, наилучшим образом сказывается на работе ЖКТ, нормализует деятельность печени, улучшает кровообращение, укрепляет кости и защищает от интоксикаций. Весьма полезна перга для мужчин. Она улучшает кровоснабжение в нижних частях тела, а также периферийных органах, отчего происходит повышение потенции. Слайд 12 Ведущий: Маточное молочко — питательный продукт для вскармливания молодых пчелок. На За-паде, и на Востоке его издавна называли "королевское желе", так как из-за того, что его очень трудно получить и сохранить, использовать его могли только богатые вельможи, князья, короли. Вещества, содержащиеся в маточном молочке необходимы для нормального функционирования голов-ного мозга. Улучшает работу всех жизненно важных органов. Нормализация состава крови, улучшение функций головного мозга, предупреждение склеротических изменений сердечно-сосудистой системы. Нормализация артериального давления, снятие усталости, улучшение сна, памяти, аппетита, трудоспособности. Иммуномодулирующее действие, оказывающее пагубное влияние на раковые клетки, мощное антиоксидантное действие, позволяющее эффективно применять "королевское желе" при профилактике и лечении лучевой болезни и в онкологии. Стимуля-ция потенции, профилактика заболеваний предстательной железы, лактации у кормящих женщин. Пре-дупреждение и лечение атеросклероза, сокращение восстановительного периода постинфарктных и по-стинсультных больных. Слайд 13 Ведущий: Пчелиный яд — самый "грозный" из продуктов пчеловодства. Маленькое количество яда ока-зывает значительное воздействие на организм человека, поэтому процедуры по введению пчелиного яда должны обязательно проводиться под контролем врача-апитерапевта. Разжижая кровь, яд уменьшает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и купирует болевой синдром. Известен тот факт, что больней продолжительностью жизни обладают женщины, доноры и пчеловоды. Одна из причин этого — регулярное обновление крови. У пчеловодов при попадании в кровь пчели-ного яда происходят схожие процессы. Слайд 14 Ведущий: Ребята, давайте рассмотрим внимательно пчелиные соты. Какую особенность вы заметили? (Ответы детей). А как вы думаете, почему соты шестиугольной формы? Строя шестиугольные ячейки пчелы наиболее экономно используют пространство внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек. Пчелы заполняют пространство так, что не остается просветов. Посмотрите на слайд (рассказ по слай-ду). Давайте проведем эксперимент. Представим, что соты круглые. (Ведущий раздает детям колечки, наре-занные из втулки туалетной бумаги.) Действия ведущий сопровождает показом. Теперь положите ваши три колечка вот таким образом: Посмотрите, сколько свобоного места осталось между колечками. А теперь обратите внимание, что на каждом колечке нарисованы линии. Сделайте сгибы точно по этим линиям. Что у вас получилось? (Ответы детей). Верно, получились шестиугольники, как соты. Теперь попробуйте их сложить как соты. На что вы обратили внимание? (Ответы детей) Верно, промежутков между ними нет. Вот так и пчелы, строя свои соты, экономят место в улье. Слайд 15, 16 (под видео ведущий читает текст) Ведущий: Давайте посмотрим, ребята, так как же пчела собирает мед? Первое, что делает пчела, это разыскивает цветы. Все пчелы в улье подчиняются строгой дисциплине, как в армии. У каждой пчелы свои обязанности. Есть пчелы-разведчицы и пчелы-сборщицы. Пчелы-разведчицы отыскивают цветы, в которых больше всего вкусного нектара, набирают его, а затем летят в улей и сигнализируют пчелам-сборщицам о том, где находится нектар при помощи своеобразного «танца-кружения», увлекая в него все большее количество пчел. После разведчица вновь устремляется к месту сбора нектара, за нею направляются из улья пчелы — сборщицы. Нектар пчела собирает при помощи хоботка. Опускаясь на цветок, пчела с помощью органов вкуса, которые имеются у нее на ножках, определяет, есть в нем нектар или нет. Пчелы, принесшие нектар в улей, сами его в ячейки сот не складывают, а передают одной или несколь-ким молодым ульевым пчелам-приемщицам, которые занимаются в пчелиной семье приемом нектара и последующей его переработкой и запечатыванием готового меда в соты восковыми крышечками — за-брусом В каждом улье есть одна главная пчела – матка, которая отвечает за рождение и кормление маленьких пчелят. Еще в улье есть пчелы – трутни. Они ничего не делают и нужны только для того, чтобы на свет появля-лись маленькие пчелята. Трутень отличается значительной величиной по сравнению с рабочими пчёлами; глаза у них большие, соприкасающиеся сверху между собой; аппарата для собирания цветочной пыльцы у них нет; жала также нет Назначение трутней состоит в совокуплении с пчелиной маткой. Во время проигры (брачный вылет) трутни поднимаются с маткой довольно высоко в воздухе, залетая часто далеко от улья; 5—8 из них ко-пулируют с маткой; при этом совокупительный орган трутня отрывается и остаётся в половом отвер-стии матки, а сам трутень мгновенно умирает и падает вместе с маткой на землю. После этого матка может возвратиться в улей со «шлейфом» белого цвета — фрагментами половых органов трутня Перед началом зимовки пчёлы выгоняют из улья всех трутней, так как большое количество трутней вредно для ульев в том отношении, что они съедают много мёда (в 3 раза больше, чем рабочие пчелы) Слайд 17 — 23 Ведущий: А теперь посмотрите, ребята, какой бывает мед. Разные сорта меда получаются у пчел в за-висимости от того, с каких цветущих растений пчелы собрали нектар. Слайд 24 Ведущий: Мы с вами выяснили, что мед – очень ценный и полезный продукт для человеческого орга-низма. В Японии на протяжении 1200 лет мёд рекомендуется для младенцев при малокровии, задержке роста и многих других заболеваний. А в развитых странах 30 г меда в сутки рекомендуется каждому человеку, находящемуся в профессиональном контакте с компьютером. Однако, в больших количествах мед может навредить человеку. Как вы думаете, почему? (Ответы де-тей). Верно, мед очень сладкий, а от сладкого, употребляемого в больших количествах, человек может поправиться (потолстеть). Слайд 25 Ведущий: А теперь я проверю, внимательно ли вы слушали, запомнили ли вы что-нибудь из нашего сегодняшнего мероприятия. В этом нам поможет «медовый» кроссворд. (Дети разгадывают кроссворд.)
Слайд 26 Ведущий: Наш сегодняшний урок заканчивается, давайте посмотрим смешной мультфильм о том, как пчелы собирают мед.
|