РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ |
Познание | |||
Автор: Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна | |||
16.06.2017 15:42 | |||
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти, Самарская область
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.
Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в окружающем мире является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используются элементарные опыты: Опыты, проводимые в специально организованных условиях, где предполагается активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей, с активным участием детей. Игры-эксперименты на прогулке, в помещении, обогащающие представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, побуждающие познавательную активность и интерес к экспериментированию. В процессе активной игровой познавательно – экспериментальной деятельности, ребенок расширяет представления о мире и начинает овладевать основополагающими формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. Через игры-эксперименты реализуются следующие задачи:
С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты: экспериментирование с песком, глиной (Уточнять представления о свойствах песка и глины.), опыты с водой (помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло), экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха), наблюдение за жизнью растений, животных, экспериментирование с предметами (мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.) Опытно – экспериментальная деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей. Таким образом, использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме. Литература
|