Конспект ННОД «Путешествие в прошлое поморов» |
Познание | |||
Автор: Трапезникова Ольга Сергеевна | |||
19.04.2016 18:09 | |||
Конспект ННОД «Путешествие в прошлое поморов» (старший дошкольный возраст). Цель: Создание комфортных условий для привлечения младших школьников к совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, в условиях детского сада. Программное содержание:
Зрительный ряд: карта Архангельской области, иллюстрации домов, рыб, лодки. Литературный ряд: М. Пляцковский «От улыбки хмурый день светлей», Издательство: Астрель, 2002 (стихотворение «Без чего сосну не срубишь?»); И. Голицына «Поморье. Сокровища Русского Севера» издательство Белый город, Москва, 2009г Интернет ресурсы: www. kolamap. ru; wikipedia. org Ход: Организационный момент: дети стоят в кругу.
- Дети, я предлагаю вам поиграть со мной в игру. Я буду вам давать задания, а вы их будете выполнять:
- Дети, я приглашаю вас отправиться в прошлое наших предков поморов. - Скажите, а вы знаете кто такие поморы? - Слово «поморы» означает «живущие по морю». Это потомки русских поселенцев, которые осваивали и заселяли юго-западное и юго-восточное побережья Белого моря (показ карты). - Где жили поморы? Из чего строили дома? - Выберите дома, в которых жили поморы (дидактическая игра «Найди дом»). - Поморы жили в избах – пятистенках. Дома строили двухэтажные, многооконные по фасаду – под одной крышей дом, сарай и хлев. Были дома и богатые — с горницей, боковушкой, кладовкой. На нижнем этаже поморы хранили различные припасы, рыбу и снасти, а на втором — жили сами. Дома крыли тесом, топили по белому, а в окна вставляли слюду. Но не все жили поморы богато, были и бедные жители, которые строили одноэтажные дома, в которых была лишь одна комната-кухня, дворовая пристройка — хлев для скота, да сарай для сена. (Показ иллюстраций). - Как вы думаете, чем занимались поморы? - Короткое, холодное лето, долгая морозная зима, глубоко промерзающая почва не позволяла поморам сеять хлеб. Чтобы прокормить себя и свою семью, они занимались рыбным промыслом. Физкультминутка. Подвижная игра «Рыбак». - Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбак». Дети выбирают рыбака. Рыбак удочкой (скакалкой) ловит рыбок (детей). Дети приговаривают: «Рыбак, рыбачек, ты поймай нас на крючок». Тот, кого задели скакалкой, выходит. - А как вы думаете, какую рыбу ловили рыбаки – поморы? Дидактическая игра «Выбери рыбку» (дети из предложенных рыб – картинок выбирают морскую и речную рыбу). - Поморы всегда говорили, что они «живут от моря, кормятся морем». Рыба была главным богатством их. Ловили рыбаки – поморы сельдь, пикшу, треску, семгу. Это морская рыба. Также поморы занимались и озерным и речным ловом. Тогда их добычей были – окунь, налим, щука, лещ и язь. - На чём рыбаки отправлялись в море за рыбой? - На лов рыбы местные жители на самодельных судах ходили. Строили эти суда – шняки из сосны (показ иллюстрации). - Послушайте стихотворение М. Пляцковского «Без чего сосну не срубишь?» Без чего нельзя построить новый дом? Без чего сосну не срубишь топором? Без чего хлеба в полях не зашумят? Без чего ракеты к звездам не взлетят? Ты запомни это, ты запомни друг, В каждом деле обойтись нельзя без РУК! - Вот и поморы были тружениками, руки у них были умелые. Ведь рыболовные суда они строили прочными, чтобы далеко можно было уйти в море за рыбой. - Я вам предлагаю тоже стать мастерами, и смастерить лодку. - Какой материал мы может использовать для этого? - Мы будем мастерить лодку по типу оригами. У меня есть пооперационные карты изготовления лодки, вот её вы и будете складывать из бумаги прямоугольной формы. – Приступаем к работе. - Какие у вас получились красивые лодки. Ваши руки потрудились и смогли тоже смастерить рыболовное судно. - Вот наше путешествие подошло к концу. - Что нового вы узнали? - Что особенно вам запомнилось? Воспитатель: Трапезникова Ольга Сергеевна
|