Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Познание
Автор: Карташова Надежда Геннадьевна   
18.04.2016 22:15

Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОСКоллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Автор: воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти Карташова Надежда Геннадьевна

В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, в чем я убедилась на практике, является коллекционирование.

 

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
  • закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать творческий потенциал воспитанников;
  • пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
  • организовать детско-взрослое сообщество по интересу.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.

Коллекционирование — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес.

Создав в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей среды — такие как, зоны коллекционирования, в которых я организую различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности, в процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.

Коллекции в нашей группе самые разные: ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатики, самолетики, машинки, военная техника. С начала года мы с детьми стали собирать коллекцию лошадок – символ 2014 года. Можно завести одну общую коллекцию на группу или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.

Также для работы с детьми мною разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью, непрерывностью, который носит рекомендательный характер.

Этапы работы с коллекцией

Организация моей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

  • накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей
  • индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап – основной:

  • побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования
  • чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми

- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.

3 этап – заключительный:

  • организация выставок коллекций, творческих продуктов детей
  • презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом

Для привлечения родителей к коллекционированию я для начала выяснила их позиции и провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция макаронных изделий, различной формы, размеров и цвета; коллекция предметов старины.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: ОО Познание, ОО Коммуникация.

Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Таким образом, могу сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.

Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.

Использованная литература:

  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» / Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  • Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, 2003.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — N3 – с. 12.
  • Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  • Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
  • Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  • Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год