Педагогический проект для подготовительной группы «Наш любимый Пушкин»
(с использованием интерактивных технологий)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербурга
Авторы:
- Бехметьева Елена Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории
- Булкина Елена Александровна учитель-логопед первой квалификационной категории
Скачать проект
Визитная карточка проекта.
Вид проекта:
- целевой творческий познавательно – исследовательский.
Тип:
- детско – взрослый;
- ребенок – субъект проектирования;
- открытый – в ДОУ и за его пределами
Продолжительность:
Участники проекта:
- дети
- воспитатели
- учитель- логопед
- родители
Возрастная группа:
- старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Образовательные обрасти:
- «Познавательное развитие
- «Речевое развитие»
- «Социально – коммуникативное развитие
- «Художественно – эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Актуальность выбранной для проекта темы важна тем, чтобы наши дети уже с малых лет узнавали историю и культуру нашей страны, города Санкт – Петербурга, узнавали великих людей, живших в нашем городе и прославлявших наш город, проявляли желание узнавать о культурных ценностях Санкт – Петербурга.
Цель.
- развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
- способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
- прививать любовь к родному языку
- умение эмоционально воспринимать произведения русской литературы
- получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них
Задачи проекта:
Познавательное развитие
- Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
- Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
- Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
- Познакомить детей с городами Пушкин и Пушкинские горы
Речевое развитие
- Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т.д.
- Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.д.)
- Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
- Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А.С. Пушкина.
- Упражнять в пересказе сказок А.С. Пушкина
- Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Социально – коммуникативное развитие
- Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
- Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
- Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой
- Развивать артистические способности детей.
Художественно – эстетическое развитие
- Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.
- Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти.
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
- Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
- Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы).
- Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов.
- Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А.С. Пушкина
Физическое развитие
- Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
- Развивать пальчиковую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью.
Планируемые результаты.
В ходе реализации данного проекта у детей происходит
- обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
- активное взаимодействие в системе социальных отношений.
- совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
- развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений,
- заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
- повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.
- дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении
После завершения проекта:
- .дети учатся реализовать свои возможности с учетом их психологических возможностей.
- у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о знаменитых поэтах и писателях, живших в Санкт — Петербурге
- появится познавательный интерес, желание больше узнать о жизни и творчестве А.С. Пушкина
- дети научаться отображать свои впечатления средствами художественной выразительности
- дети обогатят сюжеты игр
- активизируется речь по теме проекта
- дети с родителями больше будут посещать места, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина
- у родителей появится желание дальше знакомить детей с творчеством поэта.
Краткое содержание проекта.
- Проект «Наш любимый Пушкин» проводится в рамках гражданско — патриотического воспитания детей 6 – 7 лет.
- Реализация проекта проводится в соответствии с «Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Авторы: Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова.
- Используются технологии программы «Первые шаги» Автор Г.Т. Алифанова
- Проект может быть реализован в дошкольном учреждении с детьми 6-7 лет.
Для реализации проекта «Наш любимый Пушкин» мы выделили 5 этапов проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности
1 этап «Постановка проблемы»
Почему в Санкт – Петербурге на площади Искусств, перед зданием Русского музея находится памятник А.С. Пушкину.
2 этап «Проектирование»
- Обсуждение вариантов поиска информации: чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр презентации, фильмов и мультфильмов, расспросы родителей, посещение музея, монументов и памятных мест поэта
- Подбор энциклопедической и художественной литературы для родителей
- Создание предметно — развивающей среды
- Выбор пособий, атрибутов для игр.
3 этап «Поиск информации»
Включает в себя интеграцию всех образовательных областей
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась
- в ходе режимных моментов
- в процессе организации педагогом различных видов деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, коммуникационная, продуктивная, физическая, восприятие художественной литературы и музыки)
- в ходе самостоятельной деятельности
- Развивающая предметно – пространственная среда группового помещения стала местом поиска ответов на познавательные вопросы ребят.
- изучение компетентности родителей по теме проекта.
В рамках работы над проектом установлено взаимодействие с родителями детей.
4 этап «Продукты детской деятельности»
Созданы выставки рисунков, фотоальбомы, совместные творческие работы, библиотечка по сказкам А. С. Пушкина, разучены отрывки из сказок А.С. Пушкина.
5 этап «Презентация проекта»
Формы организации детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Познавательное развитие
- Рассказы воспитателя о жизни и творчестве А. С. Пушкина
- Рассматривание портрета А. С. Пушкина (художник В. А. Тропинин); памятника А.С. Пушкину (скульптор Э Фальконе),
иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина (художники В. Сутеев, Б. Дехтерев, О. Зотов, Т. Маврикина, В. Милашевский, И. Нахимок).
- Выставка книг с произведениями А. С. Пушкина:
- Чтение сказок А. С. Пушкина, отрывков из поэмы «Медный всадник» (Люблю тебя, Петра творенье…), поэмы «Руслан и Людмила» (У Лукоморья дуб зеленый…»)
- Чтение стихотворений: А. С. Пушкин «Пир Петра Великого», «Няне», М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- Беседы и обсуждения с детьми о жизни и творчестве поэта
- Знакомство детей с городом Пушкин, Пушкинские горы (показ презентаций о городах)
- Беседа «Кто создает книги» (уточнение знаний детей о профессиях людей: писатели, художники, печатники, редакторы)
- Дидактические игры: «Составь сказку», «Что было бы если?», «Узнай героя по описанию», «Вопрос – ответ», «Что кому?», «Кто быстрее», «Лото», «Вспомни сказку» (с мячом).
- Составление словарика трудных слов из сказок.
- Игра «Что нового ты узнал в музее А.С. Пушкина» (по интерактивной технологии «Интервью»)
- Просмотр мультфильмов и художественных фильмов по сказкам А. С. Пушкина
- Создание библиотечки по сказкам А. С. Пушкина.
- Игра «Найдите предметы из одной сказки» (технология «Броуновское движение»)
Речевое развитие
- Расширение активного словаря у детей в ходе чтения сказок А.С. Пушкина (знакомство со старославянскими словами в сказках).
- Интерактивная технология «Цепочка»: Расскажите (пересказ) сказку А.С. Пушкина (с опорой на картинки, схемы).
- Игры: «Доскажи словечко…», «Из какой сказки отрывок?», «Четвёртый лишний».
- Игра фантазия: «Если бы я поймал золотую рыбку, то попросил бы …».
- Игры, на формирование грамматически правильной речи у детей с использованием интерактивной технологии «Хоровод»: «Сосчитай богатырей, орешки…», «Назови ласково героев сказок...» (с мячом), «Кто, где?» (правильное употребление предлогов).
- Заучивание отрывков из сказок Пушкина, ролей для игр – драматизаций, отрывка из поэмы «Руслан и Людмила», «Зимний вечер».
- Игры на звукоподражание: «Превращение в золотого петушка, царя Гвидона, золотую рыбку».
- Беседа «Составление правил обращения с книгами».
- Обсуждение выражения «Остаться у разбитого корыта».
- Беседа «Сказки – торжество добра и справедливости».
- Игра «Угадай, что в сундучке» (интерактивная технология «Хоровод»)
- Игра «Сложи слово из сказки» (рыбак, корыто, море, старуха) (технология «Дерево знаний»)
Социально – коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры: «Типография», «Библиотека»
- Игры – драматизации: «Три девицы под окном», «Свет мой зеркальце, скажи!», «Старик и рыбка»
- Игра – драматизация «Старик и старуха» с использованием технологии «Аквариум» — «Расскажите, какая была старуха и какой старик»
- Целевые прогулки на площадь Искусств, к памятнику А.С. Пушкина
- Посещение музея — квартиры А. С. Пушкина на Мойке 12
- Интерактивная технология «Карусель»:
игра «Соберите слова из сказок А.С. Пушкина»
«Соберите из кубиков изображения памятников А.С. Пушкину»
- Интерактивная технология «Работа в парах»:
Игра «Сложите картинку из сказки А.С. Пушкина
- Вечер досуга «Наш Пушкин»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование:
- По сказке «О царе Салтане…»,
- «Иллюстрация к любимой сказке»
- Интерактивная технология «Цепочка» — игра «Нарисуем золотую рыбку»
Аппликация:
- «Золотая рыбка»
- «Золотой петушок»
- Интерактивная технология «Работа в малых группах» — Аппликация «По морям по волнам»
Лепка:
- «У лукоморья дуб зеленый»
- «Золотая рыбка»
Ручной труд:
- Изготовление настольных театров из бросового и природного материала
- Оригами: золотой петушок, золотая рыбка,
- Ремонт книг в группе (подклеивание страниц)
- Изготовление книжек – самоделок
Слушание музыки:
Физическое развитие
- Подвижные игры «Море волнуется», Рыбаки и рыбки», «Коршун»
- Народные игры: «Дедушка», «Заря заряница», «Ловись рыбка», «Игра с «Петушком», «Колдун», «Рыбка в сети»
Самостоятельная деятельность детей в развивающей предметно – пространственной среде:
- Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов
- Передача детских впечатлений в рисунках, аппликации, лепке
- Настольно – печатные игры:
- «Путешествие по сказкам»
- Кубики «Богатыри»
- Настольный фланелеграф
- Разрезные картинки «Сказки Пушкина»
- «Танграм», «Волшебный квадрат»
- «Палочки Кюизенера», счетные палочки
- «Сложи узор»
- «Собери в ряд»
Методы и приемы.
- Объяснительно – иллюстративные
- Проблемное изложение материала
- Словесные
- Демонстрационные
- Исследовательские
- Методы формирования опыта поведения: поручения, упражнения, воспитывающие ситуации
- Этические беседы, рассказы, объяснения
Формы взаимодействия с родителями в условиях реализации проекта.
- Индивидуальные рекомендации для родителей:
- «С какими памятниками и мемориальными местами, связанными с жизнью и творчеством А. С. Пушкина познакомить ребенка»
- «Какую художественную литературу почитать ребенку о жизни и творчестве А.С. Пушкина
- Просветительская работа среди родителей средствами ознакомления с наглядно – текстовой информацией
Привлечь родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина.
- Привлечение родителей к изготовлению пособий для различных форм образовательной деятельности, макетов и поделок по произведениям А. С. Пушкина
- Игры «Нарисуйте героя из сказки» (по интерактивной технологии «Работа в парах»; с ребенком или одни взрослые)
- Просмотр фильмов и мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина вместе с детьми, слушание музыкальных произведений по произведениям поэта.
- Привлечь родителей к посещению пушкинских мест в Санкт — Петербурге
- Коллективное посещение музея – квартиры А.С. Пушкина на Мойке 12
Продукт проектной деятельности:
- Выставка детского рисунка «Путешествие в страну сказок А. С. Пушкина»
- Конкурс детского творчества «Сказки А. С. Пушкина»
- Выставка макетов, поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество) «У лукоморья дуб зеленый…»
- Библиотечка по произведениям А. С. Пушкина
- Видеопрезентация «Город Пушкин»
Оборудование для реализации проекта.
- Изобразительные материалы.
- Репродукции с картин известных художников.
- Материалы для изготовления макетов.
- Аудиомагнитофон.
- Развивающие игры по теме.
- Диски с записью отрывков из музыкальных произведений
- Диски с мультфильмами
- Книги и буклеты для родителей.
- Компьютер и видеотехника с экраном
- Атрибуты для сюжетных игр
- Костюмы для театрализованных постановок
Ресурсный материал.
Литература
- «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова. Москва 2015г
- «Первые шаги. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Г.Т. Алифанова, Санкт-Петербург, 2005г
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н. Авдеева, Р. Стеркина, Б.О. Князева, Санкт-Петербург, 2002 г.
- «Путешествие с детьми по городу и его пригородам» В.М. и Л.С. Румянцевы Санкт – Петербург 1996г.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. А. Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург 1999.
- «Мы живем в России», Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, Москва 2015.
- «Народные подвижные игры», М. В. Левицкая, Санкт-Петербург, 2008.
- «Жизнь замечательных людей» В. Воскобойников, Москва Издательство ОНИКС, 2014
- «Санкт – Петербург» В. Воскобойников, Москва ООО Издательство «Золотой век» 2005
- «365 моделей оригами», Татьяна Сержантова, Москва, 1999.
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова, Москва, 2008г.
- «Там, где шумят михайловские рощи» М. Басина Издательство «Детская литература» 2000
- . «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, автор-составитель Н.В. Лободина, Волгоград, 2010
|