Инновационный проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие» |
Познание | |||
Автор: Рычкова Светлана Петровна | |||
28.01.2016 13:37 | |||
Инновационный проект на тему: «Огород на окне» образовательная область «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 33 муниципального образования Темрюкский район Ст. Тамань 2015 г. Подготовительная к школе группа Приготовила и провела воспитатель Рычкова С.П. Проект: долгосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 4 месяца. Участники проекта:
Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: формирование экологических представлений детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох) в процессе выращивания из семян. Задачи проекта: Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Актуальность проблемы: Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования «Где родился огурец, горох?» Краткое описание проекта: Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении 4 месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий, серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности детей. Ожидаемые результаты:
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы. Реализация проекта: «Огород на окне» В подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик» В повседневной жизни детей я, обратила внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На мой вопрос «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» — отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю» На мой вопрос: — Нужны ли нам растения, и приносят- ли они пользу? Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало. Я предложила обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы: - Что мы знаем о растениях - Что нового можем узнать? - Как мы сможет получить новые знания? Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по моим наводящим вопросам, на третий вопрос в основном предлагала я, дети дополняли. Этапы реализации проекта 1-й этап: подготовительный
2-й этап: реализационный:
3 этап: итоговый:
Перспективное планирование: № Мероприятия Цели Сроки Ответственные 1 этап – подготовительный. 1. Беседа с родителями «Огород на окне» Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-й месяц Воспитатели, родители * 2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». 1-й месяц Воспитатели, родители 3. Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду» Просвещать родителей по данной теме. 1-й месяц Воспитатели 2 этап – основной. 4. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, беседы. Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян. 2-й месяц Воспитатели, родители. 5. Занятие «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады» Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян. 2-й месяц Воспитатели 6. Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. 2-й месяц Воспитатели 7. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) 2-й месяц Воспитатели 8. Занятие «Овощной суп» (рисование) познакомить со значением овощи, фрукты в жизни человека. 2-й месяц Воспитатели 9. Дидактическая игра «Узнай на вкус» Упражнять детей в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей. 2-й месяц Воспитатели 10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. 3-й месяц Воспитатели 11. Занятие «Фрукты и овощи» (лепка) Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности). 3-й месяц Воспитатели 12. Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов. 3-й месяц Воспитатели 13. Наблюдение за формированием цветка и плода Про учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. должать 3-й месяц Воспитатели 14 Итоговая беседа Высадка в открытый грунт (Огород на окне переносится на участок детского сада) Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада и необходимых условиях для дальнейшего роста огурца, гороха. 3-й месяц Воспитатели 3 этап – заключительный. 15 Обработка и оформление материалов проекта, фотографий Создание презентации опыта работы 4-й месяц Воспитатели 16 Подбор стихотворений, поговорок, загадок об огурце, горохе. Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление полученных знаний 4-й месяц Воспитатели, дети, родители 17. Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации 4-й месяц Воспитатели Анализ результативности 4-й месяц Воспитатели Работа с родителями:
Художественно- продуктивная Рисование на тему: «Овощной суп». Лепка на тему: « «Фрукты и овощи»». Игровая деятельность Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород» Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний», Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус». Беседы с детьми: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи» Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах (чтение художественной литературы). Песня «Витамины» Филиппенко. Вывод: В ходе работы по проекту у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох). Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях. Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Предполагаемый результат: Участвовать в проведении опытов, экспериментов. Знать и называть части гороха, огурца; Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию; Составлять описательные рассказы о горохе. огурцах используя опорную схему; Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать. О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму. По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты: В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала. Дети стали бережнее относиться к растительному миру. В группе был создан огород на окне. Дети стали более уважительно относиться к труду. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне». Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова, О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина, Н. Лебедева, Е. Груданов, Н. Маслей, С. Бахрушина). Стихи про семена (С. Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова «Раз — горох, два — горох». беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки. Список используемой литературы:
|