Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность |
Познание | |||
Автор: Земскова Надежда Александровна | |||
19.12.2015 09:30 | |||
Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность (1 слайд) Особенности деятельности экспериментирования были изучены многими исследователями, в том числе и Л.С. Выготским. Он неоднократно говорил о том, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности идет полностью от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в поисковой деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. В этой связи важно помнить: не следует давать детям готовых решений и ответов. (2слайд) изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу, я выделила актуальность данной темы. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. (3, 4 слайд) Определила цель и выделила задачи, представленные на слайде. Н.Н. Подъяков утверждает, что детское экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, во время игр, при проведении НОД, на прогулке и т. д. (5 слайд) Так, например, при воспитании культурно-гигиенических навыков дети не только знакомятся с художественным словом и учатся мыть руки, но и узнают о свойствах воды, о том какая она (тёплая, холодная, мокрая), также путём экспериментирования дети узнаю, о том, что если мокрыми руками потереть мыло появится пенка, которая собирает всю грязь с рук, смыв пенку водой руки становятся чистыми. (6 слайд) при проведении НОД дети узнают о материалах, с которым работают. К примеру, при работе с пластилином через эксперимент дети узнают, что пластилин может быть твёрдый, но если его погреть в ладошках он становится мягким и ему можно придавать разную форму. Развивается умение отламывать комочек пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочки между ладонями прямыми движениями. Формируется умение раскатывать комочек круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка). (7слайд) содержание образовательной деятельности «физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Экспериментирую с мячом, дети овладевают разнообразными действиями, с ним (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). (8 слайд) Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. В сюжетно-ролевой игре у детей формируется умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Воспитатель подводит детей к пониманию роли в игре. Формируются начальные навыки ролевого поведения. Во время игры «Уложу я куклу спать» ребёнок, пробуя, положить куклу в кровать узнал, что кукла потому и называется неваляшка, что уложить её нельзя. (9 слайд) в процессе конструирования дети знакомятся с деталями (кубик, кирпичик, пластина), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивается умение сооружать элементарные постройки по образцу. Воспитатель способствует пониманию пространственных соотношений. Учит пользоваться дополнительными сюжетными игрушками. На пример, детям было предложено построить горку по образцу. Путём проб и ошибок горка была построена. (10 слайд) что способствовало дальнейшему развитию игры «Чья машинка дальше уедет?» (11 слайд) на прогулке у детей предоставляется множество вариантов экспериментирования. У детей развивается способность наблюдать за явлениями природы, проводить эксперимент с песком: лепить куличи из мокрого песка, посыпать дорожку сухим песком, рисовать на песке и многое другое. Зимой можно проводить эксперимент со снегом (лепить снежки, горки, снеговиков). В ходе эксперимента дети узнают о свойствах воды, что она превращается в лёд и наоборот лёд тает и превращается в воду. Так же можно проводит опыты с воздухом (сильный слабый ветер), используя вертушки, флажки и пр. На улице у детей множество вариантов проведения экспериментирования как совместно со взрослыми, так и самостоятельно. (12 слайд) Эксперимент, это неотъемлемая часть в жизни ребёнка. закончить своё выступление я хочу такими словами: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
|