Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности |
Познание | |||
Автор: Кашапова Елена Михайловна | |||
22.10.2015 13:00 | |||
Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, что способствует познавательной компетенции детей. Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Так, проделанные вместе со мною опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или природном уголке.
Опыты сопровождаются у детей проговариванием или выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от меня и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира. Учитывая все это, я поставила перед собой цель: Создать научно-методическую базу по опытно-исследовательской деятельности дошкольников. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:
Вся работа по решению поставленных задач была распланирована на этапы и рассчитана на два учебных года. Работа началась с изучения литературы и опытов других образовательных учреждений по данному вопросу. Источниками послужили методическая литература, периодические издания и Интернет. Далее вся полученная информация была обобщена и систематизирована. Таким образом были оформлены картотеки опытов и экспериментов на все возрастные группы; конспекты занятий, наблюдений, консультаций для родителей. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений (вашему вниманию предлагается инструментарий для исследования свойств воздуха). В этом помогли родители моих воспитанников. Для разъяснения актуальности проблемы я провела с ними несколько консультаций, а также выступила на родительском собрании с просьбой о помощи в создании в группе условий для экспериментирования. Таким образом родители приняли активное участие в обогащении предметно-развивающей среды: благодаря им в нашей группе появился собственный микроскоп, спиртовки, колбы, мензурки, весы, лупы, кое-какие химические реактивные вещества. В результате в группе были созданы уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал для исследований, а также мини-лаборатория, где дети работают уже под моим руководством. В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а также организовано мое выступление на семинаре-практикуме «Естественно-научные представления дошкольников» в рамках ДОУ. При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования передо мной возникла проблема диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы. Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности» Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:
- фиксировать этапы действий и результаты графически. При оценке сформированности этих умений у детей интересны не только количественные, но и качественные показатели. При этом важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Поэтому передо мной закономерно встал вопрос: какие же показатели являются важными и какими должны быть оценочные параметры? Во-первых, известно, что любая деятельность зависти от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности. Во-вторых, важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае можно выделить такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, также одним из показателей являются рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. На ее основе были разработаны таблицы диагностики знаний и умений детей средней, старшей и подготовительной групп. Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей необходимо поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек» и направлять их активную двигательную деятельность. Этим самым мы поспособствуем познавательному развитию детей.
|