Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Бобры – какие они?» |
Познание | |||
Автор: Арапова Лариса Ивановна | |||
22.10.2015 09:15 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Бобры – какие они?» Составила: Арапова Л.И. Первая квалификационная категория МБДОУ ЦРР – д/с № 146 города Воронежа Основная образовательная область Познавательное развитие. Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие. Цель: расширение представлений детей о заповеднике, его обитателях.
Задачи. 1). Закреплять знания о диких животных, учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (хищные и травоядные). Активизировать знания детей о деревьях. 2). Уточнить и расширить знания о жизни бобров: как передвигаются, чем питаются, где живут, как спасаются от врагов. 3). Продолжать совершенствовать диалогическую речь. 4). Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным. Предварительная работа. Чтение книги «Воронежский заповедник», рассматривание иллюстраций о бобрах, чтение книги «Что такое? Кто такой?» Материал. Мультимедийное оборудование, плакат ‘’Дикие животные’’, набор картинок «Деревья», «Дикие животные», бобры – куклы-варежки, карта Воронежского заповедника, карточки к игре «Кто где живет?» (на каждого ребенка), картинки к игре «Убери лишнее». Ход образовательной деятельности. -Наша страна очень большая, с богатой разнообразной природой. Мы должны беречь и охранять природу, ведь многие животные на планете постепенно исчезают. Для того, что- бы сохранить редких животных, растения и самые красивые места на земле, люди создают заповедники. Заповедник – это такое место, где животным ничего не угрожает – ведь здесь нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы, ягоды, цветы; здесь не должно быть посторонних, ведь заповедник – это дом не для человека, а для животных и растений. Заповедники есть во всех странах, в том числе и в России. Рядом с Воро- нежем расположен Воронежский государственный заповедник. Посмотрите на карту, заповедник занимает большую территорию и живут в нем разные животные. Отгадав загадки, вы узнаете, кто из животных живет в нашем заповеднике. Игровое упражнение: «Загадай, мы отгадаем». 1. Сам зверек поменьше кошки, хвост пушистый и большой. Ну и быстрые же ножки скачут по лесу стрелой! Мех теплый, как грелка. Кто же это? /белка/ 2. Он труслив и очень мал, шубку в зиму поменял. Ушки длинные торчком, с горки мчится кувырком. /Заяц/ 3. Хвост пушистый, рыжий мех. Кто в лесу хитрее всех? В норе живет, в деревне кур крадет. /Лиса / 4. Бродит он зимой холодной, весь лохматый и голодный. Это хищный серый зверь, назови его скорей. /Волк/ 5. Ты его рукой не трогай и иди своей дорогой. У него кругом иголки, а иголки очень колки. /Еж/ 6. Возле дуба острым рылом деловито землю рыл он, Видно, желуди искал. Я пугать его не стал. На ногах его копытца, любит он в лесу резвиться. /Кабан/ 7. Зверь лохматый и большой, в теплой шубе меховой. Косолапит по дороге, а зимою спит в берлоге. /Медведь/ 8. А на речке лесорубы в серебристо-темных шубах Дружно к берегу придут, быстро бревен нагрызут, А из бревен под водой они построят домик свой. /Бобры/ -Вот эти лесные обитатели живут в нашем заповеднике. /Воспитатель показывает плакат «Дикие животные» /. Чем они все похожи? / назвать существенные признаки/ -А сейчас проведем игру «Кто где живет?» (работа с карточками за столами) -Наши животные собрались на полянке, чтобы поиграть и порезвиться. Что, если они съедят друг друга, ведь звери- то все разные? Видимо, им понадобится ваша помощь, чтобы случайно кто-нибудь кого-нибудь не съел. На какие две группы можно разделить диких животных? / хищники и травоядные/ Воспитатель раздает всем детям картинки самых разных животных и просит хищников поставить под красный кружок, а травоядных — под зеленый.
детвора! ’’ Физминутка. Игра ‘’Веселей, детвора!» -Бобр – это главное животное заповедника. /Дети рассматривают бобра на экране/. Живет бобр в лесных речках и озерах, мех его очень густой, теплый и не намокает в воде. Посмотрите на хвост бобра. Как вы думаете, для чего ему нужен такой хвост? /хвост его – это руль и весло, резким ударом хвоста по воде он может отпугнуть хищника/. -На лапах бобра – перепонки. Для чего они? / чтобы плавать и нырять/. -Зубы у бобров очень прочные и растут всю жизнь. Для чего ему такие острые прочные зубы? /они валят деревья, грызут кору, ветки, листья/. -Бобры – искусные строители. Из веток они строят себе домик – хатку. Снаружи хатка выглядит кучей хвороста. На самом деле она очень прочная, так как бобры сплетают ветки и скрепляют их глиной. Вход находится под водой. Поэтому хищник, например волк, не может проникнуть в хатку. -Что строят из деревьев? /плотины/ -C их помощью бобры делают неглубокие места глубокими, чтобы зимой вода не промерзала до дна, ведь зимой бобры не спят, а плавают подо льдом, чтобы питаться запасами корма, заготовленного осенью. -Чем же питается бобр? /ветками, корой деревьев, стеблями и листьями водных растений/. Ест ли он древесину? /нет, он использует дерево для строительства плотины/ Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что ест бобр? Убери лишнее». (Почему не ест лягушек, мышей, рыбу?) -Бобр – какое животное – хищное или травоядное? -Посмотрите, какой у нас лес, назовите деревья. Д/игра ‘’Какого дерева не стало? ’’
ольху, иву, тополь/. - Почему выбрали эти деревья? /растут у воды, древесина мягкая/ -Бобры – хорошие родители. Как называются детеныши бобров? Двое детей надевают на руку бобров /куклы – варежки/. -Они рождаются с открытыми глазами и быстро растут. Пока бобренок мал, у него много врагов. Кто же опасен для него? На доске два кружка: под красным кружком дети располагают опасных для бобренка обитателей, под зеленым – неопасных обитателей. В заключении — игра с бобрами: воспитатель задает вопросы, а бобры бросают шарик, кому они бросят, тот отвечает. Вопросы: Как называется бобровый дом? Где находится вход? Едят ли бобры рыбу? Зачем бобру широкий хвост? Спят ли зимой бобры? Зачем бобру острые крепкие зубы? Для чего бобры строят плотины? и т.д. Список литературы. 1. Н.Виноградова «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой». М., 1978. 2. Е.Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988. 3. В.Герасимов «Животный мир нашей Родины». М., 1985.
|