Изучение особо охраняемых природных территорий в условиях дошкольного учреждения. Лапландский государственный заповедник |
Познание | |||
Автор: Хохлова Ольга Александровна | |||
16.10.2015 14:49 | |||
Изучение особо охраняемых природных территорий в условиях дошкольного учреждения. Лапландский государственный заповедник Изучение особо охраняемых природных территорий в условиях дошкольного учреждения. Лапландский государственный заповедник Усугубление экологических проблем обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического самосознания и культуры природопользования. В связи с этим в образовании возникло новое направление – экологическое, и в частности – экологическое воспитание дошкольников, работа над которым начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Современные нормативы дошкольного образования позволяют вести дополнительную работу с детьми в рамках дошкольного учреждения. В детском саду №136 г. Мурманска существует кружок дополнительного образования по экологии «Почемучка» для старшего дошкольного возраста. Работа кружка направлена на развитие познавательного интереса к миру природы, также мы проводим работу по ознакомлению с природой родного края и, в частности, с деятельностью Лапландского заповедника. Цель такой работы – раскрыть детям многогранность природы, животного и растительного мира Кольского Севера, научить с малых лет бережно относиться к природе. Дети по своей природе очень любопытны. У старших дошкольников познавательно-мотивационная сфера развита уже в достаточной степени для того, чтобы учиться понимать причинно-следственные связи. Со старшими дошкольниками уже вполне можно проводить работу по формированию представлений об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме, о нарушениях жизнедеятельности экосистемы, о вреде, который человек может наносить своими действиями. Например, дошкольникам можно показать как белка передвигается в лесу по деревьям (т. е. как приспособлено строение е ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т. е. как она приспособлена в сфере питания в данной среде), где и как устраивает свое гнездо, как выводит потомство, как происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Неоценимую пользу приносят яркие иллюстрации и использование слайдов в сочетании с эмоциональным рассказом воспитателя при расширении кругозора детей и формировании новых образов о природе Лапландского заповедника. Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя:
Совместная деятельность педагога и детей проводится в следующих направлениях:
Перспективный план работы кружка дополнительного образования «Почемучка» (рассчитан на 5 месяцев, по 2 занятия в неделю) Проведенная работа уже дала свои результаты – дети овладели первичными знаниями о Лапландском заповеднике и, самое главное, дети начинают понимать всю хрупкость нашей природы, которую так легко нарушить. Работа по формированию экологического самосознания у детей – длительная и непростая, но только таким путем мы можем спасти нашу природу. ЛИТЕРАТУРА Лапландский заповедник – Ежегодник Лапландского государственного природного биосферного заповедника, 2000/1. Лапландский заповедник – Ежегодник Лапландского государственного природного биосферного заповедника, 2004/6. Николаева Н.С. «Методика экологического воспитания дошкольников». М.: АКАДЕМИЯ, 1999г. Семенов-Тян-Шанский О.И., Дельвин Н.Н. «Лапландский заповедник. Фотоальбом». М.: Советская Россия, 1884г.
|