Конспект НОД «В гостях у ели» |
Познание | |||
Автор: Тоноян Лусине Алберти | |||
18.10.2015 19:50 | |||
Конспект НОД «В гостях у ели» Старшая группа Образовательная область: «Познание» Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация» Оборудование:
Предварительная работа:
Хвоя, хвоинки, хвойное, воск, ельник, кора, ароматные, семена, клест, глухарь. Задачи:
Ход. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в гости, и не просто в гости, а в гости к дереву. А к какому дереву мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Зимой и летом зелена, В лесу живет она, А на ней иголки, И коротки и колки?» Дети: — Ель! Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево? Дети: — Ель растет в парках! - Ель растет возле дома! - Ель растет возле детского сада! - Ель растет в лесу! Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели? Дети: — Этот лес называется ельник. Воспитатель: — Ребята, давайте оденемся потеплее, и отправимся в гости к ели. (Дети имитируют движения — надевают шапку, обувают валенки, надевают куртки, завязывают шарф. Под звуки скрипящего под ногами снега, идут «по сугробам» в лес.) Воспитатель: — Ребята, в ельнике даже в солнечный день темно, ветки ели густые и плотные, зимой покрыты снегом, а еще в ельнике теплее, чем в другом лесу. Мохнатые еловые лапы — ветви не пропускают ветер. Воспитатель обращает внимание детей на изображение ели (воспроизведено на мультимедийном оборудовании). - А вот и наша красавица- ель! Присаживайтесь, и будем знакомиться с елью поближе. Обратите внимание на крону дерева. Какой она формы? (Треугольной). А как растут ветви у ели? Почему они направлены вниз? Воспитатель обращает внимание детей на красоту ели в зимнем уборе. Воспитатель: — Давайте сравним дерево ель с человеком. - У человека — туловище, а у ели что вместо туловища? Дети: — У ели есть ствол. Воспитатель: — У человека руки, а у ели что вместо рук? Дети: — У ели есть ветки. Воспитатель: — У человека есть ноги, а у ели? Дети: — У ели есть корни. Воспитатель: — Как вы думаете, зачем дереву корни? Дети: — Корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево. Воспитатель: — У человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты? Дети: — Ветки и ствол покрыты корой. Воспитатель: — Как вы думаете, для чего нужна кора? Дети: — Кора защищает дерево. Воспитатель: — Вот как много общего у дерева и человека. Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы. - Ель растет очень медленно. Чтобы ель выросла на высоту 2 метра, нужно 20 лет. А живёт ель более 300 лет. Ребята, вы знаете, что во многих странах существует традиция наряжать под Новый год ель. Как вы думаете, могут ли люди сами ходить в лес и рубить ели? (Воспитатель обращает внимание детей, что ель нужно приобретать на елочном базаре, где продают ели, специально выращенные к празднику в питомнике) - Ребята, а чем ель отличается от берёзы, клёна, рябины? Дети: — У ели нет листьев. Воспитатель: — А что вместо листьев у ели? Дети: — Ветки ели покрыты иголками. Воспитатель: — А как называются эти иголки? Дети: — Хвоя! Воспитатель: — Ель какое дерево – лиственное или хвойное? Дети: — Хвойное дерево. Воспитатель: — Ребята, давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию. - Чем занимаются в лаборатории? Дети: — Проводят опыты, исследования, эксперименты. Воспитатель приглашает детей в «зимнюю лабораторию». Воспитатель: — Давайте рассмотрим хвоинки. Какие они? Дети: — Короткие, твёрдые, зелёные, колючие, ароматные (воспитатель предлагает потрогать, понюхать). Воспитатель: — Ребята, я хочу вам рассказать, почему хвоинки всегда зелёные. Хвоинки живут на ветке 5-7 лет, потом опадают. А всегда зеленые хвоинки и так долго живут на ветке потому, что покрыты специальным веществом – воском. Находиться возле ели, гулять в ельнике полезно для здоровья. - А сейчас мы немного отдохнём, и погреемся под весёлую музыку. Физкультминутка «Елочке не холодно зимой». Давайте вернемся в нашу лабораторию. - Ребята, а как вы думаете, как ель появляется? Дети: — Ель вырастает из семян! Воспитатель: — Возьмём лупу и рассмотрим семена ели. - Из каких частей состоят семена? Дети: — Семена состоят из семени и крылышка. Воспитатель: — А как вы думаете, зачем семенам крылышко? Дети: — Чтобы они могли летать! Воспитатель: — С помощью крылышка они кружатся в воздухе. Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, даже на такое расстояние, как от Малоярославца и до Обнинска. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко. Воспитатель: А где же прячутся семена? Дети: — В шишках! Воспитатель: — Рассмотрите шишку: -Какой формы шишка? -Какого цвета шишка? - Какая она на ощупь? -А сейчас в шишках есть семена? Дети: — Нет, сейчас в шишках нет семян. Воспитатель: — Какие условия необходимы для того, чтобы семена проросли и на свет появились ростки ели? Дети: — Они должны попасть во влажную, плодородную почву. Воспитатель: — Молодцы, хорошо потрудились. Мы провели исследования, а теперь мы вернемся к нашей ели. (Дети идут под музыку обратно к ели). Воспитатель: — Гуляя в лесу, я нашла вот такие шишки. Интересно, почему они так необычно выглядят? Дети: Может быть, их кто-нибудь ел? Воспитатель: — Эту шишку грызла белка, а эту разбивал клювом дятел. В холодное зимнее время ель готова накормить своими семенами многих птиц и зверей. 1. Слайд «белка» Воспитатель: — Что делает белка? Дети: — Ест семена, достает их из шишки. 2. Слайд «дятел» Воспитатель: — А это что за птица? А как дятел достает из шишки семена? Дети: — Достает семена своим длинным языком с крючком на конце. 3. Слайд «клест» Воспитатель: — А эта птица вам знакома? Дети: — Это клест. Воспитатель: — Клест устраивает свое гнездо в теплом ельнике, птенцов выкармливает зимой семенами ели. Семена клест достает из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами. 4. Слайд «лось» Воспитатель: Как называется этот зверь? Ребята, летом лось питается травами, листвой деревьев; а зимой – корой деревьев и хвоей ели. 5. Слайд «глухарь» Воспитатель: Глухарь – величественная птица, настоящий лесной красавец. Это самая крупная птица наших лесов. Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике. В летнее время глухарь питается ягодами, семенами лесных трав, насекомыми. А зимой глухари кормятся хвоей. Воспитатель: — А теперь предлагаю вам поиграть. Игра называется «Собери картинку». Нужно собрать из частей картинки, на которых изображены птицы и звери, которые питаются семенами и хвоей ели. (Звучит музыка, дети собирают картинки с изображением белки, дятла, клеста, лося, глухаря) Воспитатель: — А перед тем, как мы с вами вернемся в детский сад, я хочу у вас спросить: - Ель- дерево лиственное или хвойное? - Как долго живут хвоинки на ветке? - Хвоинки опадают или нет? - Чем покрыты хвоинки? - Как появляется ель? - Каким животным и птицам помогает ель? - Как мы можем сберечь лес? Молодцы, ребята. Мы возвращаемся в детский сад — будем пить горячий чай и вспоминать наше путешествие в зимний лес в гости к ели.
|