Конспект НОД по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Свойства воды» |
Познание | |||
Автор: Буташева Анна Владимировна | |||
14.10.2021 09:53 | |||
Конспект НОД по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Вода. Свойства воды» Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад села Птичник» Выполнил воспитатель: Буташева Анна Владимировна 2021 г С. Птичник Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, экспериментальная. Цель:
Задачи:
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, картинки грустной и веселой капельки, облако, стаканчики с водой на каждого ребенка, стаканчики с соком на каждого ребенка, стаканчики с молоком на каждого ребенка, кубик сахара по количеству детей, пищевые красители (баночки по количеству детей), камешки по количеству детей, тарелки, салфетки, ложки, Ход занятия: I Организационный момент Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте! 1. Привлечение внимания. Воспитатель собирает детей вокруг себя. Воспитатель: Ребята, когда я шла в детский сад, то встретила Капельку. Она упала к нам на землю с облака, на котором играла. Поэтому она очень грустная, и она попросила нас помочь ей вернуться домой, на своё облако, ну для этого нам нужно выполнить задание которые приготовила капелька. Поможем Капельки? Дети: Да Воспитатель: а кто мне скажет из чего состоит капелька? Дети: Из воды Воспитатель: правильно ребята. Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется процесс движения воды в природе? Дети: круговорот воды в природе. Воспитатель: Я предлагаю, прежде чем мы поможем капельки вернуться на облако посмотреть мультик, в котором нам расскажут подробнее, что же такое круговорот воды в природе. Просмотр мультфильма «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Итак, дети, о чем был мультфильм? Дети: О круговороте воды в природе Воспитатель: О чем вы узнали из него? Дети: О том, что вода перемещается Воспитатель: А, помните, мы с вами говорили, что почти 3/4 поверхности нашей планеты занимает вода, и только 1/4 части это суша. Недаром нашу планету называют голубой. Давайте вспомним, где встречается вода. Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебный мяч» Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Правило, которое должно соблюдаться: никто никому не подсказывает, никто не выкрикивает, только воспитатель может помочь ребенку, у которого мяч в руках. - Вода, какая бывает? (холодная, горячая, газированная) - Где встречается вода? (реки, моря, океан, пруд, лужа и т.д.) - Можно ли пить морскую воду? (нет) - Почему? (потому что она соленная) - Какую воду можно пить (пресную, очищенную) Воспитатель: Молодцы ребята! Воспитатель: а для того чтобы помочь Капельки вернуться домой, нам с вами нужно узнать её свойства. А для этого мы с вами превратимся в ученых и переместимся в лабораторию, скажите, что делают в лаборатории? Дети: проводят опыты. Воспитатель: а теперь ребята нам пора отправляться, закройте глаза и произнесите волшебные слова (воспитатель произносит слова): «Раз, два, три, вокруг себя обернись и в лаборатории очутись». II Основная часть Воспитатель: Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
-не перебивать друг друга. Воспитатель: Ребята, когда ваша мама, что-то готовит вы слышите приятный запах? Дети: Да Воспитатель: а есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт. Проходите к столам. Опыт №1 Вода не имеет запаха Воспитатель: У вас на столах стоят два стакана один с водой, другой с какой-то жидкостью. Возьмите стакан. Понюхайте. Что это такое? Дети: Сок Воспитатель: Какой сок? Дети: Яблочный Воспитатель: Как вы догадались, что это сок яблочный. Дети: пахнет яблоком. Воспитатель: а теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? Дети: ничем Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Дети: вода не имеет запаха. Вывод: вода не имеет запаха. Опыт № 2 Вода не имеет вкуса Воспитатель: Ребята, а какой на вкус лимон? Дети: кислый Воспитатель: а конфета? Дети: сладкая Воспитатель: Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с яблочным соком. Попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? Дети: яблочный Воспитатель: а сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Соленая? Или без вкуса Дети: Без вкуса. Воспитатель: Так есть ли вкус у воды? Дети: нет Вывод: У воды нет вкуса. Воспитатель: Вы правы ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет и говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Воспитатель: Посмотрите у вас на столах стоит сахар высыпаем в свои стаканчики с водой. Вода поменяла цвет? Дети: нет. Воспитатель: а теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя Рома Дети: сладкая вариант ответа. Спросить каждого. Почему? Воспитатель: Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? Дети: от вещества, с которым он взаимодействует. Вывод — Вода не имеет вкуса, вода растворяет некоторые вещества. Воспитатель: значит, вода является растворителем веществ. Каких к примеру? Дети: Сахар, соль, кофе, лимон. Опыт № 3 Вода не имеет цвета Воспитатель: Посмотрите, дети на воду у нее есть цвет? Дети — нет. Воспитатель: То есть она прозрачная? Дети: Да. Воспитатель: Возьмем 2 стакана: с водой и молоком. Положим камешки. Что замечаем? Дети: в воде камешки видны, а в молоке нет. Значит вода – прозрачная жидкость, и не имеет цвета. Воспитатель: Но прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого возьмем краситель, и добавим в стакан с прозрачной водой с камушками добавим краситель, что, мы видим? Дети: что вода поменяла цвет. Вывод: вода не имеет цвета, но при взаимодействии с другими веществами может окрашиваться. Воспитатель: Прежде чем мы приступим к следующему опыту давайте немного отдохнем. Физкультминутка Вокруг себя все повернитесь и в капельки все превратитесь. Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть. Мимо тучка пролетала. Вновь ветер тучи нам принес, Солнца луч задел все льдинки – Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь! Опыт №4 Вода бывает в разных состояниях. Воспитатель: Дети скажите, пожалуйста, что произойдет с лужами, которые у нас образовались после таянья снега, если будет мороз? Дети: они замерзнут. Воспитатель: Правильно они превратятся в лед и застынут. Воспитатель: Посмотрите внимательно перед вами на столе на тарелках-лед. Возьмите его в руки. Воспитатель: Какой лед? Дети: холодный. Воспитатель: а еще какой? Дети: твердый. Воспитатель: Предлагаю вам взять лед и провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему. Воспитатель: дети посмотрите, что происходит со льдом, когда он у нас в руках? Дети: он тает Воспитатель: во, что он превращается? Дети: в воду. Воспитатель: Значит лед — это тоже вода? Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает, превращается в лед. А при тепле лед тает. Таким образом, мы узнали еще одно свойство воды. Вывод-Вода может быть в разных состояниях. Воспитатель: а в каком состоянии еще бывает вода? Дети: пар Воспитатель: А как получить пар из воды? Дети: Нагреть ее на огне, либо при нагревании на солнце вода превратится в пар. Воспитатель: Дети мы провели четыре опыта с водой, о каких свойствах воды вы узнали? Дети:
Воспитатель: Ребята, наши опыты подошли к концу. Как вы думаете, все задания мы выполнили, которые нам приготовила капелька? Дети: да Воспитатель: Ребята смотрите, а вот и появилось облако, на котором находилась капелька, во что ей надо превратиться чтоб попасть на облако? Дети: в пар (воспитатель сажает веселую капельку на облако) И капелька повеселела и вернулась домой до тех пор, пока не пойдет дождь или снег, и она опять не упадет на землю. Воспитатель: И так, о чем мы сегодня с вами узнали? Дети: что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса, без запаха, ну может менять свойства если в нее добавлять что-то. Воспитатель: Вот такая она волшебница, вода. Может превращаться во что угодно. А еще для чего людям нужна вода? Дети: чтобы пить, чтобы люди смогли жить, чтобы растения могли расти и т.д Воспитатель: Если на планете исчезнет вода, то и все живое погибнет. Поэтому воду нужно беречь. А как ее можно беречь? Дети: экономить, не загрязнять. Воспитатель: Давайте же попрощаемся с нашей гостьей и пожелаем ей счастливого пути! Воспитатель: а теперь нам пора обратно вернуться в детский сад из лаборатории: «Раз, два, три, вокруг себя обернись и в детском саду очутись». III Заключительная часть Рефлексия: Воспитатель: Дети, где мы с вами сейчас побывали? Что мы там делали? Что интересного мы сегодня с вами узнали? Вам понравилось? Будем с вами еще проводить опыты? Воспитатель: Дети посмотрите у меня есть вот такие капельки одна грустная, а другая веселая. Я вам предлагаю повесить капельки на доску если вам понравилось задание повесьте свою капельку к веселой, а если нет грустной. Воспитатель: Ну что наше занятие подошло к концу, спасибо дети вам за работу вы меня все сегодня порадовали. Скажите нашим гостям до свидания!
|