«Вода источник жизни» |
Познание | |||
Автор: Васильева С.В. | |||
07.08.2015 09:52 | |||
«Вода источник жизни» (интегрированное занятие) Васильева С.В. воспитатель «Детский сад № 203 ОАО «РЖД г.Абакан Тема: Вода и ее значение. Цель: Уточнить знания детей о воде и ее состояниях. Задачи:
Предварительная работа:
Несколько веточек тополя поставить в разные емкости с чистой водой, подкрашенной, соленой водой и несколько веточек оставить без воды. Выводы использовать на занятии. Оборудование: Фотографии изображающие виды воды водоемов; глобус; оборудование для проведения опытов; Словарная работа: Мировой океан, исток, устье. Ход занятия Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает растение с каплями воды: - Что вы видите на листочках? (капли воды). - А если воды не капелька, а больше, что это может быть? (море, река, озеро, родник, болото) - Вода, в море – какая? (морская). - Вода, в океане – какая? (океаническая). - Вода в реках, озерах, родниках, болотах – какая? (речная, озерная, родниковая, болотная вода) - Чем отличается вода в море и океане, от воды в реке, озере, в роднике? (в море и океане – соленая, а в реке и озере – пресная) - Вода, которую мы пьем, какая? (питьевая) - Сегодня мы с вами продолжим путешествовать в мир воды. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел с листочка, который мы рассматривали? (Капелька) - А что, нам принесла Капелька? (карту путешествия) - И так отправляемся, в путь, а Капелька будет нам подсказывать дорогу, посмотрите, куда нам нужно идти? (Проходим к столу с глобусом и макетом для демонстрации образования реки) - На какой планете мы живем? (на планете Земля) - Как называются жители планеты Земля? (землянами) - Правильно, мы называем себя землянами, потому, что наша планета называется Земля и сам человек живет на твердой поверхности. Но если смотреть на нашу планету из космоса, то, прежде всего в глаза бросается обилие на ней голубого цвета. Посмотрите, пожалуйста. - Что занимает большую часть поверхности планеты? (занимают моря и океаны) - Лишь немногая часть остается на суше, на которой мы живем. Так что, недаром нашу планету называют голубой: это моря и океаны делают ее такой, и именно голубой она, кажется из космоса. Все океаны и моря – это один огромный водоем. Поэтому все моря и океаны Земли объединены одним названием – Мировой океан. - Давайте вместе повторим – Мировой океан. Океаны и моря – это один громадный водоем, вода все время пересекает из морей в океаны, из океанов в моря. А с поверхности земли в окружающие ее моря и океаны стекают сотни больших и маленьких рек. - Давайте посмотрим, как образуются реки. (Следующий материал моделируется. На пластине создается гора с извилистыми бороздками. Из кувшина на пластилиновую горку льем воду, и дети наглядно видят, что вода течет под уклоном с возвышенности, наблюдают процесс образования реки. Вода сбегает в поставленную емкость). - Любая река начинается с ручейка. Начало реки называется истоком. - Давайте повторим – исток. Сбегая под уклон, река вбирает в себя дождевую воду, другие ручьи и потоки, становится все больше и больше. Большинство рек течет к морю. Место, где впадает река в море, называется устьем реки. - Давайте повторим – устье. На нашей планете много воды, а что произойдет, если не будет воды? Значит, нужно, что? (беречь воду) - Давайте посмотрим на карту, чтобы узнать, куда нам идти дальше? Там мы узнаем, для чего нам нужна вода. (Переходим к столу, на котором составляем схему «значение Воды» и рассматриваем результаты опыта с ветками тополя) - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна вода? - Правильно, вода поит всю Землю. Ее пьют все на свете поля, леса. Без нее не могут жить ни растения, ни звери, ни птицы, ни люди.
подкрашенную, соленую воду и с ветками Тополя, которые остались без воды. (Выводы детей) - Вот она, какая вода! - Давайте посмотрим, куда нам идти дальше? Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» - Нам пришло время поиграть - Ребята, я буду – мама Тучка, а вы – мои детки капельки. Нам пора отправляться в путь. (Капельки прыгают, разбегаются, танцуют). Мама Туча подсказывает, что им делать. - Полетели Капельки на землю. … Поиграем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой речкой. (Ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. (Присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка. Вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. - А теперь, продолжим путешествие, рассмотрим карту, куда идти дальше? (Проходим к столу, на котором будем знакомить с агрегатными состояниями воды). - Самое время познакомиться с водой поближе. Давайте выясним с помощью опытов, какой бывает вода. ОПЫТ 1. «Вода – жидкая, может течь». - У нас есть два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Посмотрите, я переливаю воду из одного стаканчика в другой. - льется вода? - Почему? - Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. - Значит, какой бывает вода? (жидкой) ОПЫТ 2. «Лед – твердая вода». - Посмотрите, что я принесла? - Правильно это лед. Посмотрим, я подержу кубик в руке, что с ним происходит? - Лед и снег – это тоже вода. - Значит, какой еще бывает вода? (твердой) ОПЫТ 3. «ПАР – это тоже вода». - Посмотрите, я открою термос, что вы видите? (пар) - А теперь, я помещу над паром стекло, что вы видите? (образуются капельки воды) - Значит, что мы можем сказать о паре? (что пар – это тоже вода) - Давайте посмотрим, может нам еще надо куда-то идти? - Значит это все, что Капелька хотела рассказать о воде. - И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Н. Рыжовой: Вы слыхали о воде? Как сосулька, замерзает, Без нее нам не умыться, Без нее нам не прожить! - Наше путешествие подошло к концу. Давайте проверим, кто был самым внимательным? - Какие водоемы бывают? - Для чего нужна вода? - Какой бывает вода? - Сегодня вы хорошо занимались, были внимательны. Путешествие окончено.
|