Проект «Путешествие в мир муравьев» |
Познание | |||
Автор: Федотова Любовь Сергеевна | |||
25.09.2016 18:58 | |||
Проект «Путешествие в мир муравьев» Федотова Любовь Сергеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 399» г.о. Самара. Актуальность проекта Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Педагоги прошлого столетия придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.И. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании в РФ» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное образование. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст-наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность. Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых. Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает воз-можность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Во время прогулки дети увидели муравья. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и интерес, другие – испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания о насекомых скудные. Таким образом, возникла проблема «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?». Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде, развить творческие способности и поисковую деятельность. Цели и задачи выполненной работы Цель: формирование представлений о жизни насекомых. Задачи:
Формы, методы работы, результаты Работа с родителями по проекту Консультация «Как привить любовь к природе» Оказание помощи в подборе энциклопедий, литературе, игр. Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за муравьями. Продукты проекта:
Портфолио проекта
Ожидаемый результат по проекту: Для детей:
Для педагогов:
Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений. Для родителей: Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей I этап -Подготовительный
II этап -Основной (реализация проекта) 1. Познавательные беседы по теме Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы. 2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей». Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье. 3. Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу). Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников 4. НОД «Из жизни муравьев» Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей 5. Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой», «Муравейник», «Муравей» (лепка). Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья. 6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь, артистические способности. 7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей» 8. Подвижные игры «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Муравей и дождик». III результативный этап Изготовление экологического альбома Выставка творческих работ Выводы Проведя исследование, наблюдая за жизнью муравьев мы узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Они интересны своим сложным социальным поведением. Муравьи умеют строить, отыскивать воду, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Так появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять. Литература:
|