Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников. |
Познание | |||
Автор: Николаева Вера Витальевна | |||
21.06.2015 07:00 | |||
Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников. Автор: Николаева Вера Витальевна, заведующая МКДОУ детским садом №8 «Дюймовочка», г.Георгиевск. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед воспитателями. В нашем детском саду обобщен опыт работы по теме «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников», разработаны памятки «В помощь воспитателю» по данной теме, собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, составлены конспекты организованной деятельности с детьми. Наш опыт работы будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру: Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи:
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать — научиться — познать" Средства: язык, речь, поисковые действия. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Последовательность детского экспериментирования:
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: - Как я это делаю? - Почему я это делаю именно так, а не иначе? - Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Примерная структура детского экспериментирования:
Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены: 1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов 3) место для хранения материалов (природного, "бросового") 4) место для проведения опытов 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) В помощь воспитателю ПАМЯТКА Примерная структура детского экспериментирования
ПАМЯТКА Планирование работы с детьми по экспериментированию Младший дошкольный возраст Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
(Почему песок не рассыпается?); Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне "1 минута". 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий, твёрдый — тёплый и прочее). Средний дошкольный возраст Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.) Старший дошкольный возраст Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках") Конспект организованной деятельности по экспериментированию (подготовительная к школе группа) Тема: «Все на свете нужны…» Программное содержание: Расширять знания и представления детей о положительных и отрицательных сторонах существования змей, раскрыть необоснованность преследования их людьми. Дать понятие о необходимости и нужности любого живого существа как составляющего звена экосистемы планеты Земля. Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям. Формировать правила поведения при встрече со змеями. Закрепить навыки безопасности во время проведения опытов. Предварительная работа: беседа о пользе змей. Оборудование: картинки с изображением змей, карточки-схемы, песок, спирт, сахарная пудра, пищевая сода, столовые и чайные ложки, защитные очки, спички, поднос, ступка, пестик. ТСО: ноутбук, мышка, аудио и видео файлы. Ход занятия: Звучит аудиозапись «Входящее сообщение». Воспитатель: Ребята, нам пришло электронное письмо, проверим почту? (Да). Так, отправитель – недалёкое будущее. Ничего себе, вот это чудеса Интернета! Письмо-то не простое, а звуковое. Включается аудиофайл №1. Воспитатель: Да, часто мы считаем кого-то вредными существами, забывая при этом, что в природе все связано друг с другом. Змеи питались червями и грызунами. Не стало змей – развелось много вредителей. Люди стали страдать. Змея является одним из нелюбимых человеком животных. Как вы думаете почему? (ответы детей) Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. Если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко. Посмотрите, ребята, на юге России обитают разные змеи: медянка, уж обыкновенный и уж водяной, полоз четырехполосный, полоз леопардовый, полоз желтобрюхий и ядовитая степная гадюка. (Показ картинок и фотографий этих змей). -Как вы думаете, какую пользу могут приносить змеи? (Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Какие обширные знания вы показали, ребята. Сразу видно, что вы – будущие ученые. Динамическая пауза «Змейка» Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!» Воспитатель: Но как же помочь людям из недалёкого будущего? (Ответы детей.) Воспитатель: Как настоящим ученым я предлагаю вывести новую породу змей, записать эксперимент на видео и отправить по электронной почте. Люди из недалёкого будущего в лаборатории повторят наш опыт и смогут исправить свою ошибку. Как вам такая идея? (Нравится.) Тогда в лабораторию, но сначала вспомним правила безопасной работы при проведении опытов (выставляется схема). Маша, напомни ребятам. Воспитатель: Аналитическая группа предлагает нам следующую схему выведения новой породы змей, проверим опытным путём? (Да). Итак, все надели защитные очки, приступим. Витя, делай горку из 3 столовых ложек песка. Оксана, отмеряй 1 столовую ложку белого порошка из банки №1. Коля, ты отмеряй 1 чайную ложку белого порошка из банки №2. Я хорошо смочу песок прозрачной жидкостью. Вика, тщательно разотри все ингредиенты, аккуратно засыпай в углубление горки. Теперь осталось это поджечь, смотрим и ждём! (Воспитатель обращает внимание на то, как медленно, осторожно появляется змея, она боится. Не бойся, с рождением тебя, змейка!) Воспитатель: Вот какая красавица! Ребята, как же назвать этот вид, придумайте! Этот экземпляр мы оставим в лаборатории, а теперь пойдемте, отправим видеозапись эксперимента. ( «Отправляют электронную почту»). Звучит аудиозапись «Входящее сообщение». Воспитатель: Нам пришел ответ (включает аудио файл №2, видео «Все на свете нужны»). Воспитатель: Я надеюсь, ребята, что наша сегодняшняя встреча заставит вас задуматься о нужности любого животного. Может в будущем кто-то из вас станет настоящим ученым. Хочу подарить эти очки на память. Творите, изобретайте, экспериментируйте. До новых встреч! Опыт «Прозрачна ли вода?» Опыт «Плавает или нет?»
|