Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Поездка в супермаркет»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
Разработал:
- воспитатель высшей квалификационной категории Биктимирова Татьяна Игоревна,
- воспитатель высшей квалификационной категории Попелыш Наталья Юрьевна
г. Орск, 2020
Актуальность:
Одной из главных целей современного дошкольного образования является успешная социализация детей дошкольного возраста, подготовка их к самостоятельной деятельности, возможности проявить инициативу. Это становится возможным при использовании игровых технологий, направленных на освоение элементарных представлений основных принципов построения общества и отношений между людьми, предметами и явлениями внутри этого общества. У детей на этапе завершения дошкольного детства необходимо сформировать элементарные представления о финансовой культуре; познакомить с основными профессиями в разных отраслях; показать результат труда человека, сформировать ценностное отношение к данному результату.
Скачать конспект
Практическая значимость:
Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста построен по принципу интеграции детских видов деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, физической) и содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Предлагаемая методическая разработка может быть интересна воспитателям, педагогам дошкольного учреждения, частных и семейных детских садов.
Инновационная направленность
Сценарий образовательной деятельности для детей 6-7 лет разработан на основе федеральных образовательных стандартов дошкольного образования. Сценарий включает реализацию педагогических технологий: игровая, развивающего обучения, проблемное обучение, технология сотрудничества, метод проектов. Средства реализации обозначенных технологий: опытно-экспериментальная деятельность, элементы роботехники и программирования, элементы детского совета. Реализация поставленной цели и задач предусматривает включение детей в разные формы организации детской деятельности (коллективные, подгрупповые, парная форма).
Сценарий имеет единую мотивационную составляющую для двух последовательных образовательных занятий в первой половине дня и имеет возможность продолжения в последующей самостоятельной игровой деятельности детей. Тем самым делает возможным объединения детей, реализации разных видов деятельности в течение дня в рамках единой темы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№
|
Организационно-методическая
информация
|
Содержание
|
1.
|
Тема образовательной деятельности
|
« Поездка в супермаркет»
|
2.
|
Доминирующая
образовательная область
|
Познавательное развитие: умение обращаться денежными знаками при покупке продуктов в зависимости ценовой политики, устанавливать причинно-следственные связи; производить математические операции сложения и вычитания. Подвести к тому, что любой товар имеет свою цену; умение конструировать обьект, составлять элементарный программный алгоритм движения постройки.
|
3.
|
Виды деятельности детей
|
Игровая деятельность (активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной дидактической игры, игровой ситуации «Супермаркет»)
Познавательно–исследовательская деятельность (использование метода проб и ошибок при определении материала для прочности и надежности моста; добывание информации и овладение представлениями о материалах изготовления моста; программирование движения постройки; познание экономических отношений людей)
Конструирование (конструирование из лего-конструктора)
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослым и сверстником в процессе познавательной, опытно-экспериментальной, игровой деятельности с целью достижения общего результата, решения проблемной ситуации)
|
4
|
Методы и приемы реализации содержания занятия
|
4.1
|
Общепедагогические методы и приемы
|
Методы формирования сознания: беседа о разнообразии мостов, продуктов питания. Беседа о денежных знаках и их значимости в жизни человека.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: (игровые упражнения, речевые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование с элементами робототехники).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: (поощрение; оценка деятельности, использование схем-алгоритмов); проблемная ситуация оказание помощи жителям «Простоквашино», игровая ситуация приобретение продуктов в «супермаркете», дидактические игры, цифровая дидактическая игра «Выбери правильно»; выбор средств и способов экспериментирования.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности, самопроверка, взаимопроверка)
|
4.2
|
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности
|
Интерактивная игра «Выбери правильно», направленная на общения и систематизацию знаний по теме «Продукты питания»
Сюжетно-ролевая игра, направлена на формирования творческих способностей и социально- коммуникативных навыков.
Лего-конструирование моста по схеме с элементами программирования.
|
5.
|
Интеграция образовательных областей
|
Социально-коммуникативное развитие: умение выстраивать и включаться в игровой диалог; умение договариваться и работать в паре при моделировании постройки и программировании; умение принимать на себя роль и следовать игровым действиям, соблюдать правила игры.
Речевое развитие: активно использовать в речи слова, связанные с темой «продукты питания», «супермаркет и профессии работников», название деталей конструктора и действий при программировании; использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при формулировании выводов и причинно-следственных связей с союзом и, а, потому что; использовать приемы словообразования при определении материала изделия, и название отдела супермаркета.
Физическое развитие (ЗОЖ): соблюдать зрительный режим при работе с техникой, проводить зрительную гимнастику с целью расслабления зрительных мышц; соблюдать технику безопасности при работе с лего-конструктором; следить за осанкой в процессе конструирования и программирования.
|
6.
|
Возрастная группа
|
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
|
7.
|
Продолжительность
|
50 минут
|
8.
|
Цель
|
Создание условий формирования элементарной финансовой грамотности (товароденежные отношения, отношения «продавец-покупатель») через игровую деятельность.
|
9.
|
Задачи
|
Планируемые результаты
|
9.1
|
Формировать представления детей о продуктах питания; закреплять умение классифицировать продукты питания (молочные, хлебобулочные, мясные).
|
Знает название продуктов питания, может классифицировать их и определить в каком отделе супермаркета продается тот или иной продукт. Может пояснить из чего изготавливается продукт.
|
9.2
|
Формировать у детей первичные элементарные экономические представлений.
|
Имеет элементарные экономические представления: владеет понятиями ценник, цена, денежные знаки, банкомат, банковская карта, сдача, кошелек, заработная плата. Может объяснить значение данных предметов и явлений в экономических отношениях. Владеет представлениями об элементарных товароденежных отношениях, может запланировать и совершить покупку, умеет читать ценник, посчитать общую сумму покупки с использованием математических операций сложения и вычитания в пределах 20, произвести расчет на кассе, посчитать и проконтролировать объем сдачи.
|
9.3
|
Формировать навыки поведения в соответствии с общественными нормами и правилами на примере игровой ситуации.
|
Может выстроить игровое поведение в зависимости от взятой на себя роли (продавец, покупатель, инженер -конструктор, инженер-программист). Может включаться и вести игровой диалог, ориентируясь на ситуацию общения и общепринятые нормы поведения, культуру общения. Способен работать в паре, выполняя познавательную задачу.
|
9.4
|
Совершенствовать навыки конструирования из лего-конструктора; навыки программирования
|
Способен самостоятельно или с помощью схемы построить машину и разводной мост. Проявляет инициативу в творческом преобразовании постройки, конструкции. Знает и использует в речи название деталей конструктора и механизмов движения; блоков-программы. Может определить устойчивость и эффективность постройки на этапе планирования. Доводит дело до конца- получение готового продукта.
Может составить элементарную программу, приводящую в движение постройки (машину, разводной мост).
|
9.5
|
Совершенствовать навыки опытно-экспериментальной деятельности
|
Умеет самостоятельно выдвигать гипотезу, опытным путем ее доказывать, осуществлять самостоятельно выбор средств и способов эксперимента; формулировать выводы.
|
9.6
|
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать умение считаться с интересами и мнением сверстников
|
В процессе общения ориентируется на достижение совместного результата, может договариваться, слушать сверстника, принимает мнение партнера.
|
9.7
|
Коррекционные задачи:
|
9.7.1
|
Способствовать обогащению активного словаря и формированию понятий, словообразования (ребро жесткости, металл - металлический мост, дерево – деревянный, железо и бетон – железобетонный мост, кисломолочная продукция, мясная продукция, хлебобулочные изделия, супермаркет, банкомат, карта банковская).
Формировать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности
Формировать самоконтроль за поставленными звуками в связной речи.
|
Пользуется в речи суффиксальным способом словообразования; использует адекватные лексические единицы в соответствии с речевой ситуацией.
Могут объяснить собственное умозаключение развернутым высказыванием. Владеет навыками самоконтроля речевой деятельности, звукопроизношения.
|
10.
|
Возможные затруднения детей и способы их преодоления
|
|
Затруднения
|
Способы преодоления
|
10.1
|
Технология конструирования и программирования постройки
|
Использование схем-алгоритма выполнения постройки, использование программы WEDO2.0
|
10.2
|
Выбор способов и средств проверки гипотезы экспериментальным путем (прочность моста), формулирование вывода
|
Использование плана эксперимента, использование опорной-схемы для составления связного высказывания
|
10.3
|
Совершение математических операций в процессе покупки в супермаркете
|
Использование счетных палочек для решения задачи и самопроверки.
|
11.
|
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
|
Видеоролик (обращение к детям жителей села Простоквашино), крупный строительный материал (кирпичики), разновидности по фактуре бумага, игрушечные машины, лего-конструктор, ПО Wedo 2.0, ПО SMARTNOOTEBOOK, моноблок, ноутбук (планшет) с Bluetooth; опорные -схемы для эксперимента, алгоритм для конструирования, опорная схема для составления связного рассказа; сюжетные картинки, письмо, кошельки, денежные знаки, ценники, муляжи продуктов, продуктовые корзины, кассовый аппарат, банкомат, банковская карта, интерактивная игра «Выбери правильно», д/и «Составь список покупок», столы, стулья, витрина магазина, маркеры, ящик для посылки.
|
12.
|
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
|
Беседы о продуктах питания и их пользе. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы, опытно-экспериментальная деятельность. Дидактические игры: «Из чего приготовлено», «Составь меню», «Поиграем в магазин», изготовление атрибутов к занятию (кошельки из бумаги способом оригами, муляжей из соленного теста). Рисование «Мое любимое кондитерское изделие». Экскурсия в магазин, кухня ДОО. Тематическая встреча «Люди разных профессий». Составление дидактического альбома «Профессии моей семьи». Просмотр и беседа по презентации «Мосты и их архитектура»
|
|
|
|
|
|