Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка». |
Познание | |||
Автор: Пономарь Наталья Анатольевна | |||
07.03.2015 12:48 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования. Тема: «Воздух — невидимка». Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая" Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения. Задачи по образовательным областям: Познание.
Речевая.
Методы и приемы:
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда». Формы и методы организации совместной деятельности: Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка Игровая: игровые упражнения Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон. Ход образовательной деятельности: (сидят на стульчиках полукругом или за столами) Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей). Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)
— Правильно, ученые — люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду — все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения — лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты. Показывается лабораторное оборудование. — Сейчас мы с вами побудем учеными. Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь? Дети: Нет. Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть? Дети: Можно его поймать с помощью пакета. 1эксперимент: (с пакетом) Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой). А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех) Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет? Дети: Варианты ответов. Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола) Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть? Дети: Он пустой. 2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду) Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям) Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно? Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно) Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде. [2стр. 9] Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей) Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос? Дети: Воздух. Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек. 3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой). Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки. Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь» Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой», они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» — останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп», делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь. [2стр. 13] Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух»? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы) Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух? 4 эксперимент: (с веером) Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете? Дети: (ветерок). Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха. [4 стр. 167] Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей) Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем. Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо? Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде. «Сильный ветер» или «Ураган» Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо? Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки. 5 эксперимент: — Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.) — Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух? 6 эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд. — Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый. 7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы. — Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт. 8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики. Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет. — Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился. – А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?
— Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.
|