Примерный план образовательной работы с детьми 1-3 лет «Кто как готовится к зиме». Программное содержание:
- Знакомство с доступными явлениями природы. Формирование элементарных представлений об изменениях в природе поздней осенью: похолодало, опали листья.
- Формирование умения узнавать в игрушках, на картинках домашних и диких животных и называть их
- Формирование навыков наблюдений за животными, птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
- Формирование умений подражать движениям животных под музы-ку, под звучащее слово.
Непосредственно образовательная деятельность по образователь-ным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Кто это?». Учить называть животных (зайчик, лисичка, медведь, белочка) на картинке, игрушки. Рассматривать внешний вид животного, части тела; окраска.
- «Мишка большой, а зайка маленький». Упражнять в сравнении предметов по размеру.
- Конструирование. «Сделаем кроватки для большого мишки и маленького зайки».
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Посмотри и назови». Учить узнавать и называть в игрушках, на картинках животных и птиц. Обращать внимание детей на особенности внешнего вида, строение тела, размер.
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Чтение «Три медведя», Л.Н. Толстой. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по прочитанному. Учить отвечать на простые вопросы. Объяснить, что Маша поступила нехорошо, нельзя без разрешения трогать чужие вещи. Обогащение словаря детей существительными (названия животных), прилагательными (размер), глаголами (действия). Упражнять в умении пользоваться голосом: Как разговаривал Михайло Иваныч, А Настасья Петровна?, Мишутка? Создание ситуаций для употребления усвоенных слов в самостоятельной речи
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Лепка «Тарелочки для медведей». Учить делать шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями и вдавливать пальчиком пластилин внутрь шара.
«Художественное творчество» (конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Конструирование «Дом для трех медведей». Учить сооружать по-стройки по образцу
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- для слушания: «Зайка» рус. нар. мелодия, «Лошадка» муз. Е.Тиличеевой
- для пения: «Где ты, зайка?» муз. Е.Тиличеевой
- музыкально-ритмические движения: «Кошечка», муз. В. Витлина, Сл. Н. Найденовой.
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:
- модели последовательности действий при умывании, одевании
- репродукции картин из цикла «Зимний лес», «Животные зимой»
- «сухие бассейны» для пальчиковых игр с различными наполнителями (крупа, желуди, песок и др.)
- игрушки (изображения животных)
- куклы в зимней одежде
- размещение в книжном уголке сказок о животных
- оборудование для перешагивание препятствий, массажные дорожки
- атрибуты к подвижным играм.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
- приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при не-большой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках)
- посетить с ребенком парк, понаблюдать за птицами, белками покор-мить их
- чтение сказок, потешек, стихов о животных
- рассматривать иллюстрации в книгах
- закреплять название предметов теплой одежды
- поиграть в подвижные игры «Попрыгай как зайка», «Походи как медвежонок».
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- подвижные игры «Птички летают», игры превращения «Я белочка», «Я ежик» и др.
- рассматривание куклы в теплой одежде, обратить внимание, что на улице холодно, поэтому нужно тепло одеваться
- дидактические игры «Оденем куклу на прогулку» и «Кукла пришла с прогулки», закрепление навыков одевания/раздевания
- рассматривание картин и иллюстраций по теме, учить детей на кар-тинках и в игрушках узнавать животных, птиц и называть их
- дидактические игры «Собираемся на прогулку», «Каждой вещи свое место»: учить самостоятельно доставать из шкафа вещи для одевания в определённой последовательности
- рассматривание картинок о животных «У кого какая шубка»
- стимулирование детей к воспроизведению звукоподражания (лает собака, воет волк, мычит корова и т.д.)
- обогащение словарного запаса существительными, глаголами, прилагательными (названия животных, их действия, величина)
- упражнения в воспроизведении слов, несложных фраз (потешки, прибаутки о животных)
- дыхательная гимнастика «Надуем шарик»: формирование правильного речевого дыхания
- чтение потешек, прибауток, коротких стихов о животных, приучение слушать чтение без наглядного сопровождения
- упражнения для формирования элементарных способов защиты от холода (теплая одежда, обувь, головные уборы, варежки)
- наблюдение за трудом взрослого (уборка в игровой комнате), привлечение к выполнению простейших поручений
- проведение осмотров помещений групповой комнаты (уголок изобразительной деятельности, игровой уголок, музыкальный уголок и др.)
Гигиенические процедуры:
- ситуативные разговоры о важности гигиенических процедур
- использование художественного слова в организации режимных моментов, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков ( «Водичка-водичка», «Аккуратные зайчата» Г. Лагздынь)
- формирование положительных эмоций при выполнении трудовых действий по самообслуживанию
- игровые проблемные ситуации с целью обучения пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком), «Научим Машу вытирать руки»
- игровые ситуации на формирование элементарных навыков здоро-вьесберегающего поведения в повседневной жизни ( «Мишка поел снега и заболел»).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- разговоры о правилах поведения за столом (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки)
- мотивирование детей к приему пищи, ситуативные разговоры о пользе продуктов питания
- использование потешек о приеме пищи
- игровые ситуации «Научим Катю правильно держать ложку» и др.
Прогулка
- наблюдения за погодой
- ситуативные разговоры об умении прислушиваться к своему состоянию (сообщать, если промокли или замерзли, на улице стараться дышать носом, не есть снег)
- индивидуальная работа по развитию основных движений
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
Вечер:
- проговаривать с детьми короткие стихи, потешки: «Как у нашего кота шубка очень хороша…», «Заинька выйди в сад…»
- слушание «Зайка» рус. нар. мелодия, «Лошадка» муз. Е.Тиличеевой
- музыкально — дидактическая игра «Зайки серые сидят и ушами шевелят…».
- ситуативные разговоры «Как правильно мыть руки»
- совместное рассматривание иллюстраций по теме
- совместное и самостоятельное договаривание детьми слов, фраз при чтении знакомых стихотворений
- образовательные ситуации «Каждая ножка в свой домик», «Мы те-перь умеем сами на прогулку одеваться»: воспитание доброжелательных отношений со сверстниками во время режимных моментов, закреплять порядок одевания, раздевания
- пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики» — формировать способы защиты от холода
- игровые ситуации «Покажем зайке как правильно умываться», «Научим Мишутку одеваться, обуваться» для формирования культурно-гигиенических навыков, простейших навыков самостоятельности, опрятности, аккуратности
Чтение. А. Барто «Стихи о животных», сказки о животных «Рукавичка», «Теремок», песенки, потешки, прибаутки;
- наведение порядка в игровой комнате.
Вечерняя прогулка:
- игры с элементами имитации движений знакомых животных
- наблюдения за изменениями погоды
- самостоятельная деятельность по выбору детей.
|