Анохина Мария Андреевна Воспитатель, МБ ДОУ №114, г. Новокузнецк Кемеровская область
Программное содержание: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.
Ход занятия:
Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике у нас кипит Она и в реченьке бежит, шуршит. Что это? (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Дети садятся за столы. Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц), а без воды? (неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды? Воспитатель: У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? (много)
Ребята, покажите мне свои ладошки мне! Посмотрите, наши ладошки похожи на солнышко. Покажите мне ладошки, лучики-пальчики, закрыли пальчики – солнышко спряталось. Солнышко спряталось И к нам на длинной ножке, Мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. Давайте послушаем его песенку (прослушивание записи) (запись дождика, звук дождя, как капает дождь и усиливается)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?» - Как вы думаете, что это? (это озеро) - А это что у озера? (это маленькие ручейки). Давайте подберем картинки «Кому нужна вода?» и почему вы так думаете? (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к ручейкам и объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет. Воспитатель: Значит она какая? (жидкая) А в каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом, лёд). Воспитатель: Кто мне может объяснить значение слова креотерапия? (лечение холодом). Сейчас мы будем заниматься контрастной креотерапией.
Пальчиковый массаж: Дети попеременно опускают руки в ёмкость с тёплой водой и со льдом, приговаривая стихотворение: Мы научимся ледок, Между пальцами катать, Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. Дети вытирают руки.
«Вода - растворитель». Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает. (Сахар). Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку. Воспитатель: Теперь вторая загадка. В воде родиться, Воды боится. (Соль). Убираем салфетку со второго блюдца. Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка. Желтое, а не солнце, Льется, а не вода, На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (Масло). Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды. Дети: Потому что они в ней исчезают. Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах. Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в желтых баночках, а что в зеленых. Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? Дети: Сахар растворилась в воде. Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? Дети: Соль растворилась в воде. Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде. Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).Давайте понюхаем её. Она пахнет? Правильно, вода не имеет запаха. Давайте попробуем её на вкус. А если бросить в неё сахар, какая станет вода? Правильно, сладкая. Давайте попробуем это сделать? А если добавить соль, какая вода станет? (ответы). Воспитатель: Ребята, наша водичка умеет менять не только вкус, но и цвет. Если в воду опустить красную краску, какой вода станет? Красной, зелёной, синей. Воспитатель: Вы знаете, а водичка ещё может быть волшебной. Она может расколдовать картинки, которые у нас здесь лежат. Закрашивать мы с вами будем не кисточками, а вот такими волшебными палочками с поролоном. Если вы будете старательно делать, то мы узнаем, какие обитатели живут в воде.
Пальчиковая гимнастика: Капля раз, капля два, Капля медленно сперва, А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскроем, От дождя себя укроем.
Самостоятельная деятельность детей. (по мере закрашивания на листочках появляются рыбки, нарисованные воском). Воспитатель: А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии? Ответы детей. Воспитатель: Да, дети, вода нужна всем: и животным, и людям, и растениям. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, чтобы она не исчезла, а всегда была с нами? (Ответы детей).
Закрывайте крепче кран, Чтоб не вытек океан. Бережливым будь с водой Хорошенько кран закрой!
Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой "Волшебная вода". Давайте его послушаем. Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде! Вы в пруду её найдёте, И в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить!
|