Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет на тему: "Экскурсия в музей часов" |
Познание | |||
Автор: Логвинова Валентина Николаевна | |||
27.01.2015 23:53 | |||
Виды детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, творческая, коммуникативная, двигательная Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность, художественное творчество, социализация Цель образовательной деятельности:
познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; донести к пониманию детей назначение часов и их функции; учить определять причинно-следственные связи; научить изготовлению простейших водяных часов; развивать творческое воображение, логическое мышление, речевую активность. Воспитывать умение беречь и ценить время. Задачи образовательной деятельности: формировать представления детей о видах, существенных признаках, назначении часов; знакомить с историей развития часов; развивать познавательный интерес к миру вещей (предметный мир); воспитывать бережное отношение к предметам быта. Планируемые результаты: дать детям представление о том, что часы бывают разного вида, обогатить словарь детей словами (часовщик, часовая мастерская, песочные, механические, электронные часы, музей), вызвать интерес к коллекционированию. Предварительная работа: ознакомление с составными частями часов (циферблат, цифры, стрелки короткая и длинная, минута, час); с часами древних времен (водяные, восковые, песочные); механическими, электронными, с боем, с кукушкой. Заучивание стихотворений, загадок, поговорок. Материалы и оборудование: вода, пластиковая бутылка с пометками-черточками, свеча с черточками, песочные часы, часы разного вида. Ход образовательной деятельности В. –Дети, сегодня мы с вами проведем экскурсию в музей «Часов». Вы – посетители музея. Я – экскурсовод. Как надо себя вести в музее? Ответы детей. В. –Пойдемте к экспонатам. Вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет»? Д. –Оно бежит, течет и капает. В. –А ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах. Показ. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливаем воду. На бутылке уже есть пометки, черточки. Они обозначают сколько воды вылилось, столько времени и прошло. Чтобы такие часы показывали время, надо постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло». В. –Как вы думаете, такие часы были удобными в применении? Д. –Нет, тяжело было носить с собой. В. –Вот поэтому люди придумали восковые часы. Посмотрите, пожалуйста, на эти экспонаты (Показ и рассказ экскурсовода. Свеча, на ней черточки, горит огонь, свеча сгорает и сколько черточек сгорело, исчезло, столько часов и пришло. Вот на этой свече черточки обозначают то, за сколько минут и часов сгорает свеча. Зажечь свечу). В. –А как вы думаете, эти часы удобны? Д. –Нет, если вечер, то они погаснут, а еще может произойти пожар. В. –Пройдем дальше. И вот на смену восковым часам пришли песочные часы. Что вы знаете о песочных часах? Д. –В сосуд с узким отверстием насыпают песок, и он пересыпается в другое отверстие. За это время нужно выполнить определенную работу, пока течет песок. В. –А где вы встречались с песочными часами? Д. –В поликлинике (массаж, физиопроцедуры, бассейн). В. –И эти часы оказались тоже неудобными. А как вы думаете почему? Ответы детей. В. Показ песочных часов 1, 2, 3, 4, 5, 10 мин. Эти часы дожили до наших дней. Вот сегодня мы попробуем узнать, что можно сделать за 1 мин. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Первая команда будет делать приседания и считать сколько раз они присели. Вторая команда будет подпрыгивать на одном месте и тоже считать сколько прыжков они сделали. (После приседаний и прыжков узнать у 2-3 детей из каждой команды). В. –А сейчас мы с вами переходим во второй зал. В музее есть разные часы. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. И вот человек придумал часы с механизмом. А как вы думаете, как они называются. Д. –Механические. В. –Правильно. Посмотрите сюда. В футляр он поставил пружинки, закрутил их, чтобы они не раскручивались, прикрепил к ним зубчатое колесико, которое цепляется за другое колесико и вертит его. Второе колесико вертит стрелки. А стрелки показывают часы и минуты. Берем часы, а они не идут. Почему? Ответы детей. В. –Что же делать с часами? Д. –Нести в мастерскую. В. –Как называется такая мастерская? Д. –Часовая. В. –А человек, который ремонтирует часы? Д. –Часовщик. В. –Правильно. Пройдемте к следующим экспонатам . (Показ часов с батарейкой). В. –Какие это часы? Д. –Кварцевые. В. –А при помощи чего они идут? Д. –При помощи батарейки. В. Показывает, что если вставить батарейку, то часы пойдут, и нужно будет только подвести стрелки для точного времени. (Дети пробуют). Показ часов кварцевых настенных, где две батарейки, одна для того, чтобы часы шли, а другая – чтобы двигался маятник. В. –Давайте пройдет дальше и обратим внимание на эту экспозицию. Есть часы, которые не надо заводить, чтобы никуда не опаздывать. Как же называются эти часы? Д. –Электронные. В. –Чем отличаются электронные часы от механических? Д. –У них нет стрелок. На циферблате только цифры. Их не надо заводить. В. –Посмотрим на следующую экспозицию. Скажите, а как называются эти часы? Д. –Наручные. В. –Почему? Ответы детей. В. –Что вы знаете об этих часах? Рассказы детей о наручных часах. В. Звуковой сигнал. Подходим и смотрим на часы с кукушкой. В этих часах живет кукушка. Она выглядывает из окошка и напоминает нам, что прошел час или полчаса. В. –В нашем музее представлена еще одна коллекция, которая собрана воспитанниками нашей группы. Здесь есть золотые часы с браслетом – Аня Г., подарок ветерану ВОВ ко Дню Победы от нашего Президента – Никита З., авиационные часы – Инна Ч. Эти часы дома коллекционируют и передают из поколения в поколение. И может быть из тех, кто сегодня коллекционирует часы, станет в дальнейшем коллекционером, и мы с вами будем посещать его коллекцию. В. –Дорогие ребята, сегодня мы с вами побывали в музее часов, увидели, что часы могут быть разными. Я надеюсь, что вам эта экскурсия запомнится надолго. На память о нашей экскурсии я хочу раздать вам бумажные часы, а вы дома нарисуете стрелки и поставите время. Мальчики поставят то время, когда ложатся спать. Девочки поставят то время, когда они встают. И завтра вы принесете к нам в музей часы, и мы создадим коллекцию бумажных часов. Экскурсия закончена.
|