Творческо-исследовательский проект «Картошка» |
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Рябкова Анастасия Михайловна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.01.2015 16:22 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческо-исследовательский проект «Картошка» май - сентябрь 2014 года Цель проекта: вырастить овощную культуру «Картофель» Основные задачи проекта: Образовательные. Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, познакомить с окружающим миром. Воспитательные. Привить трудовые навыки, взаимопомощи (работа на экспериментальном участке детского сада). Организовать совместное творчество родителей и детей. Развивающие. Развить творческий и исследовательский интерес к овощу «картошка»: -история картофеля (откуда появился) - особенности агротехники (сажаем одну - собираем много) -знакомство с блюдами из картофеля -знакомство с литературными и музыкальными произведениями о картошке -изготовление поделок из картофеля (создание худ. образов) Участники проекта: воспитатель группы Рябкова А.М., воспитанники и родители воспитанников Проблемная ситуация: Можем ли мы вырастить картошку в детском саду на участке? Информационные ресурсы (научно-методическая, художественная литература по данной проблеме); Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал, средства ухода, материал для оформления творческих работ) Этапы проекта: Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о картошке, видеоматериал, музыкальный репертуар. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями. Основной этап. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой «Картофель». Ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком. Наблюдение за ростом картофеля, работа на огородном участке. Продуктивная деятельность – рисование красками «Мешок с картошкой», аппликация «Блюдо с овощами», лепка , рассматривание иллюстраций «Картошку копать не руками махать», проведение дидактических игр «Варим борщ», «Угадай по описанию», «Определи на ощупь», «Вершки – корешки», придумывание, загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, объяснение примет, рассматривание рисунков из поваренной книги, пальчиковые игры «Овощи», «На огород», «Урожай», подвижные игры «Собери урожай», «Огородник», сюжетно-ролевые игры «Больница», «Мы едем на огород», Заключительный этап. Выставка поделок и рисунков.
Вывод «Чтобы посадить картошку, надо о ней много узнать». Поэтому мы решили побольше узнать о картошке: о её пользе, росте и размножении. Стали рассматривать иллюстрации, энциклопедии, разные книжки. Узнали, откуда появилась картошка. Что в Россию её привёз Пётр 1 из Европы. Люди не сразу приняли этот овощ, потому что стали есть ягоды и отравились. В городах картошку сажали на цветниках и клумбах. Дамы украшали свои наряды цветами картофеля. А в деревне крестьяне испугались отравлений и решили её сжечь, в костёр кидали вместе с клубнями. Когда костёр погас, увидели аппетитную жареную картошку. И с тех пор в России её называют «Второй хлеб», а в Америке «Золотое яблоко». Теперь мы знаем, что означает пословица «Картошку копать, не руками махать». Много надо приложить труда, чтобы выросла картошка: вспахать, посадить, сорняки убрать, жуков собрать, окучить, чтобы она из лунки на улицу не вылезла, под солнцем не позеленела и не стала ядовитой. А уж потом только выкопать и в подполье убрать. Мы узнали, что во время войны выкопали самый большой урожай в мире, этим спасли людей от голода. Картошка – спасительница, за это ей памятник поставили в городе Мариинске. Мы отгадывали загадки, играли в разные игры про картошку: «Огородник», «Узнай на ощупь», «Из чего варят борщ?», «Узнай по описанию», «Вершки – корешки» и знаем теперь, что у картошки надо есть корешки, а не вершки (если съесть ягоды, то можно отравиться). Сами придумывали загадки об овощах: заглядывали в «глазок» коробки с картинкой и описывали овощ, а ребята отгадывали. Рисовали красками полные мешки картошки, выполняли аппликацию «Блюдо с овощами». А ещё мы придумывали все вместе «Картошкину сказку» и рисовали к ней картинки, чтобы сделать книжку – малышку. Потом играли в театр, показывали сказку «Жили — были овощи». Когда мы много узнали о картошке, мы её посадили. Картошку оказывается можно не только кушать, но и лечиться ей. Мы играли в «Больницу Катя была доктором и нас лечила: к глазам прикладывала кружочки картофеля, чтобы прошла краснота и усталость глаз, на место ожога положила кашицу из картофеля, посоветовала лечить больной желудок картофельным соком. Оказывается из картошки можно приготовить много, разных вкусных и полезных блюд. А пока мы играли, рисовали, пели наша картошка проросла значит, мы хорошо ухаживали. В группе и дома с родителями делали поделки из картошки, получилась большая выставка «Ах, картошечка – картошка».
Приложение Сказка про картошку.
Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, отгадайте загадку: Кругла, рассыпчата, бела, с полей она на стол пришла. Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная… Как вы думаете как сейчас у нас используется картофель, для чего он нужен? Мы с вами сказали, что картофель не только обладает полезными свойствами, но ещё используется и в медицине, может быть лекарством. -При болезнях желудка используется картофельный сок. -Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля. -Больное горло можно вылечить, если подышать над паром от сваренного картофеля. - При ожоге поможет сырой картофель.
Психогимнастика «Собери урожай» Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх – показываете как растёт картофельный куст. Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками. И грохочет гром- потопаем ногами. А картофелю это нипочём. Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх. Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель. Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Детские загадки про картошку
И зелен, и густ
Что копали из земли, ( Картошка)
И зелен, и густ
Неказиста, мелковата,
В. Стручков
(Картошка)
Эйран
Сижу всё лето в тёмных грядках,
Н. Розбицкая
Этот овощ - генерал, (Картошка)
В. Кузьминов
В огороде созревала, (Картошка)
Г. Ступников
На Грядках Кустиком цветёт,
С. Курдюков
В борозду меня кидают
Н. Мельник
Ровными рядками
«Чудесная корзиночка». Конспект занятия по развитию речи во второй младшей Программное содержание. Продолжать учить детей различать по внешнему виду и вкусу овощи. Развивать умение обследовать предмет, выделяя его цвет, форму и качество, развивать мышление и память. Воспитывать интерес к окружающим предметам природы. Предварительная работа. Наблюдения за ростом в огороде, рассматривание овощей, узнавание на картинках, в загадках. Приготовить: корзинку с натуральными овощами, тарелку с нерезонными овощами, салфетки, муляжи овощей. Ход занятия. Воспитатель. Дети, посмотрите, у меня на столе чудесная корзиночка. А что в ней? Сейчас узнаем. Иди, Саша, достань из корзинки и скажи, что это? Ребенок. Достает помидор. С помощью воспитателя называет цвет, форму. Это красный, круглый помидор, он растет в огороде на кустике. Повтори, Саша. 2-3 ребенка с места повторяют то же самое. Затем дети подходят, достают другой овощ и описывают его с помощью воспитателя, который их поощряет и оценивает. Овощи: огурец, лук, морковка, капуста, картошка, свекла. Воспитатель. А сейчас мы поиграем. Угадайте на вкус, какой овощ вы пробуете. Подходит к ребенку, на салфетку кладет кусочек овоща. Глаза ребенок должен закрыть. Ребенок. Узнает овощ, называет его и его вкус: кислый, сладкий и т. д. Воспитатель. Подсказывает слова, а дети повторяют их хором и индивидуально. Пример. Это капуста, она хрустит, хрустящая, сочная, сладкая. – Молодцы! А сейчас мы пойдем в огород собирать овощи. Воспитатель. Раскладывает муляжи овощей по всей комнате. Дети. Собирают их в корзину. Игра проводиться под музыку. – Замечательно играли, так быстро работали в огороде! Все овощи собрали! Молодцы! Садитесь на стулья, поиграем еще. Теперь огород у вас на столе – большие карты с овощами. У детей маленькие карточки с одним овощем. Дети накладывают маленькие карточки на полотно, где нарисован овощ. – Хорошо! Все справились, ничего не перепутали! Овощи вы хорошо знаете, а угадаете про них загадки? Отгадки все на столе. Надо подойти, назвать и показать отгадку. Загадки. Круглый, красный, сочный, На кустике висит. (Помидор). Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я …. (Капуста). На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом …. (Картошка) Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук). Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в банке, Желтые, соленые. (Огурцы). Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь).
Конспект занятия во 2-ой младшей группе на тему: Овощи и фрукты Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи. Задачи: - дать элементарные представления о фруктах; - дать элементарные представления о цвете и форме овощей; - закрепить знания о месте произрастания; - развивать чувство коллективизма. Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций овощей; - просмотр мультфильма «Веселый огород»; - сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей» Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи». Ход занятия Воспитатель вносит картины с изображением огорода и сада и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде? А теперь посмотрите на следующую картину. Вы видите сад? А что растет в саду? Дети перечисляют на первой картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи. На второй картине яблоки, груши, сливы, киви, апельсины - фрукты. Воспитатель: правильно, одним словом это овощи и фрукты. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы. Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород». Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой) Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола) Поливали огород (показать, как поливали) В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы) А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках). Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. - Дети (лук) Сидит девица в темнице, а коса на улице. - Дети (морковь) Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я … - Дети (капуста) Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем? Игра называется «Собираем урожай» На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее (звучит веселая мелодия). Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили! Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и фруктами, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение: Чтоб здоровым, сильным быть. Надо фрукты и овощи любить. Все без исключенья В этом нет сомненья! В каждом польза есть и вкус И решить я не берусь: Кто из них вкуснее, Кто из них важнее! Конспект занятия «Картошка в мешке» лепка Программное содержание. Учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения. Демонстрационный материал. Несколько картофелин, тряпичный мешочек. Раздаточный материал. Вырезанный из картона шаблон мешка, дощечка, пластилин коричневого цвета. Ход занятия: В дверь стучит дедушка и плачет. Воспитатель – «Дедушка, что же ты плачешь? » Дедушка – «Накапал я картошки, а собрать нет сил. Помогите ребятки» В. -«Ребята поможем дедушке? » Покажите картофель детям, попросить определить форму и цвет. Вспомнить, что картофель - это овощ и растёт на грядке в земле. Вызовите нескольких ребят и предложите им взять по картофелю и положить в мешок. Затем попросите других ребят на ощупь определить, сколько картофелин в мешке, «много» или «одна». Посчитайте вместе с детьми, сколько картофелин они достали. В. -«Ребята, сейчас я вам дам мешки и вы должны в них набрать много картофеля» Положите перед каждым ребенком вырезанный из картона мешок и предложите «набрать» в него картошку. Для этого нужно отрывать маленькие кусочки коричневого пластилина, скатывать их между ладоней в шарики и прикреплять на картонный «мешок». В конце занятия похвалите детей за то, что они собрали так много картофеля. Дедушка благодарит детей за помощь.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Картошка» предназначен для занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Направлен на формирование интереса дошкольников к изучаемому объекту. Цель: Обогащение и совершенствование представлений об овощах. Задачи: 1. Обогащать словарный запас за счет расширения представлений о свойствах и качествах знакомого овоща. 2. Знакомить детей с простейшими способами обследования осязательно – зрительным восприятием. 3.Воспитывать в детях желание больше узнавать. Закрепляют умения отличать овощи друг от друга. Закрепляют умения определять геометрические формы и ориентироваться в пространстве. Совершенствуют имеющиеся навыки работы с кисточкой и клеем. Материалы: Коробочка с неочищенным картофелем, нож, емкости под нарезанный картофель, салфеточки, листы с кругами по количеству детей, картинки с овощами, кисточки, клей, тряпочки, кукла Антошка, музыкальное оборудование. Ход занятия:Воспитатель. Дети, кто из вас любит сказки, похлопайте в ладошки. Похлопай те, кто любит стихи. А теперь, похлопайте те ребятки, кто любит загадки. Посмотрите, какую коробочку я принесла. Хотите узнать, что в ней лежит? В земле все лето растет, а осенью к нам в рот попадет? Дети перечисляют названия овощей. Воспитатель. В огороде много гряд, Есть и репа, и салат, Тут и свекла, и горох, А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит целый год. Воспитатель. Правильно, все, что вы назвали, выросло на огороде в земле. Как одним словом можно сказать, что это? (Дети отвечают) Воспитатель. Взяли дед да бабушка лукошко, положили в него картошку, Потом ее в землю закопали, все лето растили, ждали, А осенью из земли много картошки собрали. Воспитатель. А ну-ка, проверим, что лежит в коробочке? (Открывает коробочку и раздает каждому ребенку по картофелине). Правильно дети, это картофель. А еще часто говорят – картошка. (Предлагает посмотреть на нее, погладить). Воспитатель. Потрогайте, какая она: гладкая или шершавая. Ровная или нет? Что вы на ней видите? (Ямочки, бугорки, росточки) Дети перечисляют. Воспитатель, показывая на «глазки», сообщает детям, что это будущие росточки новой картошки. Воспитатель, чистя кожуру, спрашивает у детей, как называются эти полоски. Дети отвечают - кожа, кожура, очистки. Логоритмическая разминка. Чтобы почистить картошку, нужно наточить ножи.
Воспитатель. Для того чтобы приготовить вкусное блюдо из этого овоща, картошку нужно порезать. (Воспитатель режет картофель брусочками, кубиками, кружочками, показывая это детям. Дети трогают, запоминая форму, повторяя слова, обозначающие форму). Воспитатель накрывает посуду, в которой лежит порезанный картофель салфетками, приглашает ребенка определить на ощупь, и сказать, каким способом нарезана картошка. Дидактическое упражнение «Угадай и назови». Воспитатель. Вспомните, что ваша мама умеет готовить из картофеля? Предполагаемые ответы: суп, может пожарить, отварить… Физкультурная пауза.
Воспитатель показывает детям куклу – мальчика, говорит, что его зовут Антошка, он наш гость. Он очень любит кушать овощи, особенно картофель. Воспитатель раздает детям листы, с начерченными на них кругами. (Четыре маленьких зеленых круга - по углам, а пятый большой, красный расположен в середине). Воспитатель поясняет, что зеленые и красный круги, это тарелочки. Детям дается задание: наклеить картинку с картофелем в центре листа, а остальные овощи по углам. ( Воспитатель проверяет правильность выполнения работ). Дидактическое упражнение «Каждому овощу свое место». Воспитатель. Вот как много овощей лежит на тарелочках, назовите их. (Дети перечисляют) А какой овощ лежит на самой большой красной тарелке? Дети: картошка. Воспитатель. Любят люди есть картошку. Ее любит и Антошка. Возьмите свои работы и покажите их Антошке (кукла Антошка «проверяет» вместе с воспитателем правильность выполнения задания, хвалит детей). Звучит песня «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку», дети вместе с воспитателем поют и танцуют.
Игры с картошкой: «Соберем урожай» Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза ) «Гусеница» В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”. «Самый ловкий» Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки. МБДОУ «Василек» Воспитатель: Рябкова А.М. Сургут 2014
|