Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Как ворона погоду предсказала?»
Программнoе содержание: Образовательные задачи: формировать обобщенное представление о птицах: имеют два крыла, две ноги, тело, покрытое перьями, рот у птиц – клюв, живут на земле, в воздухе, на воде. Обучать выделять характерные особенности ворон: величину, типичную окраску, характер клюва и конечностей. Расширять знания об отдельных представителях фауны Чувашской Республики. Знакомить детей с чувашскими народными приметами. Развивающие задачи: развивать диалектичность мышления; совершенствовать умение следовать «плану» изучения объекта; развивать творческие способности, внимательность, наблюдательность. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к жизни птиц и к наблюдениям различных явлений; народным приметам. Повышать самостоятельность и настойчивость в получении ответа на интересующие вопросы. Формировать интерес к совместной с другими детьми познавательной деятельности. Материал и оборудование: ноутбук, энциклопедии, фотографии и картинки в электронном виде, телефон; карточки- символы по методике Савенкова. Предварительная работа:
Наблюдение за воронами и их поведением в течении двух недель; фотографирование разных моментов в поведении птиц; занесение результатов в календарь наблюдений за птицами. Ход: Раздается звуковой сигнал, воспитатель открывает ноутбук, показывает детям пришедшее письмо. Воспитатель: Ребята, помните, как мы с вами наблюдали за воронами и фотографировали их. Нам прислали эти фотографии. Давайте посмотрим их(дети рассматривают фото). - Что вы заметили интересного в поведении птиц? Дети: - Вороны сидят на верхушке дерева. - Я помню, вороны сидели тогда на дереве и каркали. А на этой фотографии вороны купаются в луже, как летом, и т.д. (Воспитатель поощряет наблюдательность и активность детей). Воспитатель: Вот интересно, почему вороны ведут себя каждый день по-разному, а вчера даже купались в лужице, хотя вокруг еще такие большие сугробы и холодно. А помогут нам найти ответ на этот вопрос наши помощники - карточки (выставить карточки Савенкова). Воспитатель: - Первая карточка «!» просит вас самих подумать, почему вороны купались в луже. Катя: - Хотят быть чистыми. Оля: - Подумали, что скоро лето. (Варианты ответов детей, поощрение каждого). Воспитатель: Ваши ответы очень интересные, но мне кажется, что следующие карточки-помощницы помогут нам указать что-то еще. Обратимся к энциклопедии (открыть страницу, показать). - Вторая карточка «Книга», здесь написано: зимующая птица, обитает в средней полосе, в Чувашской Республике. Серая ворона живет по соседству с человеком, средней величины. Сама ворона серая, а голова, крылья и хвост черные. Ворона ходит важно, медленно. Осенью вороны из лесов переселяются ближе к жилью человека. Ворона сидит высоко на заборе, на крыше здания и наблюдает, где найти корм. Если подлетит ворона, то воробьи и голуби разлетаются. Они боятся вороны. У нее большой и сильный клюв и она может обидеть других маленьких птиц. - Энциклопедия не помогла нам ответить на этот вопрос. Поможет ли нам интернет? (показать карточку). На экране появляются 4 картинки с изображением пингвина, вороны, воробья, цапли. Воспитатель: - Кого мы видим на экране? Все ли это птицы? Все ли они умеют летать? Дети:– Пингвин не умеет. (Обобщенное представление о птицах). Воспитатель: Чем все птицы похожи? (ответы детей). Давайте покажем этих птиц так, чтобы все сразу догадались, какая это птица. (Игра – имитация – физкультминутка.) -Следующая карточка-помощница говорит нам о том, что нужно обратиться к знающим людям. Кому же нам позвонить? Давайте позвоним бабушке Анюк. Она многое знает и сможет нам рассказать, почему вороны ранней весной купаются в лужице? (Воспитатель звонит). - Здравствуйте, бабушка Анюк! Как ваше здоровье, как ваши дела? У нас ребятами возник один вопрос: «Почему вороны вчера купались в лужице, а ведь еще совсем холодно?!» Бабушка Анюк: Вы тоже заметили это вчера? Есть такая примета. Воспитатель: А мы с ребятами не знали! - Да, сегодня стало тепло, сугробы тают, весело бегут ручейки! Спасибо Вам, теперь мы тоже будем наблюдать за поведением птиц и узнавать погоду. - Ребята, оказывается, есть такая чувашская народная примета «Вороны купаются ранней весной – к теплу». Давайте посмотрим, потеплело ли на улице, как нам предсказывала вчера ворона? (обратить внимание детей на изменения в погоде). - Ребята, раньше, в далекие времена, когда не было телевизора, и не сообщали погоду на завтра, люди наблюдали за поведением птиц, насекомых и по поведению узнавали, какая погода будет скоро. - Теперь и мы с вами будем изучать приметы и сможем сами узнавать о погоде на следующие дни.
|