Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке» |
Познание | |||
Автор: Анна Кучерова | |||
05.10.2014 18:41 | |||
Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке» • Дидактические игры по теме, подвижные игры, конструирование.
Тип занятия: интегрированное. Форма занятия: занятие – путешествие. Оборудование: Демонстрационный: мультимедийная установка, информационный накопитель познавательной информацией, контурное изображение материка Африки, картинки животных в конвертах. Раздаточный: •конверт с тремя карточками изображений жирафа: весёлого, грустного и задумчивого - для самоанализа. • демонстрационный: разрезная картинка - материк Африки (для дошкольников упрощённый вариант); презентации «Красная книга», «Африка», картинки бегемота, жирафа, крокодила; изображение трёх домов: зелёного цвета, синего цвета, красного цвета; схемы для показа техники рисования пластилином - жирафа, оборудование для демонстрации: компьютер, проектор; • музыкальное сопровождение: музыкальная композиция Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятна пятнышки везде» к физкультминутке; Ход занятия: Организационный момент. Воспитатель: (Чунга-Чанга.) Здравствуйте, меня зовут Чунга – чанга! Хотите узнать, откуда я к вам прилетела? Воспитатель: Давайте с вами попробуем собрать картинку и тогда вы узнаете. (разрезные картинки с изображением материка Африки). Воспитатель: А вы хотите побывать в Африке? Ответы детей. Воспитатель: А на чём нам можно туда попасть? Ответы детей: А давайте мы с вами полетим на ковре самолёте. Собираем чемоданы И готовимся в полет Ждут нас сказочные страны Африканский мир красот. Африканский материк Очарует, удивит. Садимся на коврик: Пальчиковая гимнастика Если в жаркую страну Я сегодня попаду (Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.) Там пони, зебры, крокодилы, Попугаи и гориллы. (Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке) Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы. (Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке) Хорошо живется им У них, нету снежных зим. (Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши. Развести руки в стороны.) Воспитатель: Вот мы с вами очутились в Африке. Презентация: «Африка дошкольникам» (повествование сопровождается презентацией). 1 Африка - обширный материк и очень тёплый. По величине, Африка занимает второе место на нашей планете. Природа Африки очень разнообразна. - Как вы думаете, что обозначает желтый цвет на карте? Ответы детей: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь. - Что такое пустыня, как вы думаете? Ответы детей: Пустыня от слова пусто, пустынно. Посмотрите, земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком. В пустыне мало растений и животных, там растут кактусы и обитают верблюды, они прекрасно переносят жару, это очень выносливые животные. Самая большая пустыня в мире - Сахара. А как вы думаете, что означает синий цвет на карте? Ответы детей: Вот перед нами оказались реки: самая длинная река в Африке, река - Нил. Есть реки и поменьше, например, р. Лимпопо. А вы знаете, в какой сказке рассказывается про реку Лиммпопо? Кто в ней живет? Ответы детей: В африканских реках водятся огромные крокодилы и бегемоты. Сейчас мы с вами находимся в саванне. Саванна - это равнина, на которой растёт высокая трава, и встречаются деревья. Ещё в саванне живут разные животные. А вы знаете, какие животные живут в саванне? Ответы детей: – это антилопы, зебры, буйволы, пасутся они рядом с самыми крупными животными – слонами, жирафами и самыми большими птицами – страусами. Как вы думаете, каким цветом изображена Саванна на карте? ответы детей: Правильно зеленым. В некоторых районах Африки растут густые тропические леса – джунгли. В джунглях живут обезьяны, тигры и множество других животных. Презентация «красная книга». Воспитатель: В Африке обитают необычные животные. А в нашей стране, где можно их встретить? Ответы детей: Правильно в зоопарке или цирке. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк. Это - жираф, слон, носорог, лев, зебра, бегемот, крокодил, тигр, обезьяна, верблюд, страус. Все эти животные охраняются и занесены в Красную книгу. (Говоря, воспитатель показывает презентацию этих животных). Воспитатель: А сейчас я предлагаю нашим глазкам немного отдохнуть. Гимнастика для глаз: "Тишина" Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. Отдыхайте наши уши Тишину мы будем слушать. И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают. В тишине представим море, Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна, А в округе тишина. Все мы глазки открываем С вами в жмурки поиграем: Жмуримся и открываем, Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя! А давайте с вами немного пофантазируем и представим, что некоторые животные стали жить в домах. Послушайте загадку и определите, кто в каком домике живёт. Жираф, крокодил и бегемот живут в разных домах. Жираф живёт не в красном и не в синем домике. Крокодил живёт не в красном и не в зелёном домике. Догадайтесь, в каких домиках живут звери: жираф, крокодил и бегемот? Дети работают с раздаточным материалом, расставляют зверей согласно логическому рассуждению (жираф живёт в зелёном домике, крокодил - в синем, а бегемот - в красном). Воспитатель: Молодцы, быстро определили. А теперь давайте посмотрим правильно ли вы, расселили животных. Просмотр слайдов: Посмотрите на дома и скажите, они похожи на дома ваших животных? Ответы детей. А чем они отличаются? Ответы детей. Правильно формой и величиной. У крокодила дом какой величины? Ответы детей: (длинный), вытянутый, как и сам крокодил); у бегемота дом какой формы? Ответы детей: (прямоугольной), чтобы бегемоту было в нём комфортно жить, чтобы он в нём поместился. А чем же отличается дом жирафа? Ответы детей: (Он высокий.) Почему жирафу необходим именно такой дом? (Потому что у жирафа длинная шея). Определить домик животного нам помогло не только правильное рассуждение, но и форма самих домов. Воспитатель: – А сейчас пришла пора, С вами поиграть друзья. Физкультминутка В Африке жирафы делают вот так!......................... Руки тянуться вверх, на носочках. Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк………….... Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз. А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп»……………………………. Хлопают в ладоши. А слонята топают «топ-топ-топ». ………………………………...…Топают ногами. И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»………………...…………. Хлопают в ладоши. Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»…………… Прыжки на месте. Руки на поясе. И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг»……………..………………..… Приседания. А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. ……...…...Прыжки на месте. Руки на поясе. Воспитатель: Да, действительно. Жираф высокий и он нас увидел и прислал приглашение в гости. Идём по следам: (задание) 1 след – какое животное обитает в пустыне. (Верблюд). 2 след – как называются реки в Африке. (река Нил, Лимпопо). 3 след - кто обитает в реке Нил и Лимпопо? (Крокодилы и бегемоты). 4 след – как называются в Африке густые тропические леса. (Джунгли). 5 след – кто обитает в джунглях? (Обезьяны, тигры). 6 след – какие животные живут в саванне? (Жирафы, слоны, антилопы, зебры и многие другие). Воспитатель: Вот мы и пришли к жирафу. (Грустный жираф) Здравствуй жираф, а почему ты такой грустный? Жираф: моих друзей никто не узнаёт, они не похожи на меня, а я не знаю, чем им помочь. Воспитатель: а что с ними случилось? Жираф: не знаю. Воспитатель: Мы с ребятами обязательно тебе поможем, не грусти. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать? Ответы детей: Воспитатель: ну, тогда, я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем рисовать. Только рисовать мы с вами будем не красками, а пластилином. А вы знаете, как называется техника рисования пластилином? Ответы детей: Воспитатель: рисование пластилином называется пластилинография. Показ и разбор схем: «Что надо сделать сначала?» 1. Отщипнуть от большого куска пластилина маленький кусочек. 2. Скатать колбаску. 3. Положить её на контур, прижать пальцами. 4. Размазать по поверхности. Приступайте к работе. (Воспитатель следит за процессом работы, по ходу оказывает индивидуальную помощь). Воспитатель: Не забудьте доделать нужные детали (пятна, глаза). Для этого у вас на столах лежит пластилин другого цвета: посмотрите, какие красивые жирафы у вас получаются! Воспитатель: Вот жирафы наши готовы. Отнесём их жирафу. (появляется жираф весёлый) Жираф: Спасибо вам большое, теперь у меня много друзей и вы тоже мои друзья!!! Давайте с вами поиграем? Музыкальная физкультминутка "У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде" У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипаем себя, как бы собирая складки. На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. - Давайте попрощаемся с этой замечательной страной. Скажем: - «До свидания, милая Африка! ». «До свидания Африка Волшебная страна. Здесь было интересно Прекрасно и чудесно Но нам домой пора» (Дети садятся на коврик) Воспитатель: Мне очень понравилось путешествовать с вами по Африке. Вы помогли жирафу, теперь у него много друзей. А сейчас я предлагаю вам самим оценить, как вы сегодня занимались, и всё ли у вас получилось. Воспитатель раздаёт конверты (для каждого ребёнка) с тремя жирафами: грустным, весёлым и задумчивым. Дети рассматривают карточки с изображением жирафа. Кто всем доволен, поднимите весёлого жирафа; Кто считает, что мог бы и немного лучше справиться с заданием, поднимите задумчивого жирафа; А те, кто не доволен результатами своей работы, поднимите грустного жирафа. Дети достают из конвертов карточки с изображением жирафов и выбирают ту эмоцию жирафа, которая соответствует их самоанализу.
|